Выбор научного руководителя
Выполнение курсовых работ – один из важных и перспективных видов исследовательской деятельности в системе средних и высших педагогических учебных заведений. В творческом взаимодействии студента и преподавателя формируется личность будущего педагога, развивается умение решать актуальные педагогические и методические проблемы, самостоятельно ориентироваться в научной педагогической и психологической литературе, успешно применять на практике теоретические знания.
Согласно Рекомендациям по организации выполнения и защиты курсовой работы (проекта) по дисциплине в образовательных учреждениях среднего профессионального образования курсовая работа по дисциплине является одним из основных видов учебных занятий и формой контроля учебной работы студентов [21].
Выполнение студентами курсовой работы проводится с целью:
-
систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений по общепрофессиональным и специальным дисциплинам;
-
углубления теоретических знаний в соответствии с заданной темой;
-
формирования умений применять теоретические знания при решении поставленных вопросов;
-
формирования умений использовать справочную, нормативную и правовую документацию;
-
развития творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
-
подготовки к итоговой государственной аттестации.
Выполнение курсовой работы способствует формированию и совершенствованию следующих исследовательских умений:
-
выбирать и обосновывать тему исследования;
-
определять и обосновывать понятийный аппарат исследования;
-
находить и применять соответствующие методики исследования;
-
подбирать соответствующую литературу, необходимую для осмысления темы исследования;
-
сопоставлять свой опыт с отраженным в литературе по данной проблеме;
-
анализировать, критически оценивать, выделять ведущие идеи и результаты своей деятельности;
-
обобщать, описывать и литературно оформлять полученные результаты;
-
формулировать выводы и рекомендации по окончании исследования и на их основе принимать решения;
-
осознанно повышать уровень педагогического мастерства.
Исследования в области психологии и педагогики – сложный процесс научно-познавательной деятельности, нацеленный на выявление, проверку и использование в педагогической практике новых способов, средств и приемов, совершенствующих систему воспитания, обучения и развития человека. Это - трудный путь творческих исканий, включающий в себя ряд взаимосвязанных этапов работы, каждый из которых решает свои специфические задачи. Оптимальная последовательность этих этапов, ведущая к получению обоснованных результатов, т. е. методика психолого-педагогического исследования, обусловлена его замыслом.
Замысел исследования - это основная идея, которая связывает воедино все структурные элементы методики, определяет организацию и порядок проведения исследования, его этапы. Разработка замысла и логики исследования, воплощающих стратегию поиска, – сложный процесс, который не только предшествует, но и сопутствует всему исследованию, ибо характер и последовательность его этапов во многом предопределяются полученными уже в ходе работы результатами и возникшими трудностями [19, С.26]. Тем не менее, основную работу по разработке замысла и логики педагогического исследования необходимо проделать в начале работы, опираясь на принцип моделирования конечного результата и предположительные представления о тех этапах изыскания, которые обеспечат его достижение.
Вместе с этим, следует указать, что логика каждого исследования специфична. Исследователь исходит из характера проблемы, целей и задач работы, конкретного материала, которым он располагает, уровня оснащенности исследования и своих возможностей.
Курсовая работа предполагает обзор литературы по избранной теме, изложение современного состояния вопроса, его краткой истории, формулировку выводов и их аргументацию. Работа выполняется в сроки с начала сентября по конец апреля текущего года обучения студента в колледже.
Обычно процесс психолого-педагогического исследования состоит из следующих этапов:
Подготовительный этап
-
Выбор научного руководителя.
-
Определение и утверждение темы работы.
-
Определение характера и структуры работы.
-
Составление календарного плана выполнения работы.
Основной этап
-
Подбор литературы по проблеме исследования.
-
Формулирование понятийного аппарата исследования и обоснование актуальности выбранной темы.
-
Разработка и составление рабочего плана исследования (оглавление).
-
Углубленное изучение научной и научно-методической литературы, диссертационных, научно-исследовательских и курсовых работ, касающихся исследуемой проблемы, анализ и обобщение литературных источников по изучаемой проблеме.
-
Внесение корректировок в план работы: изменение, уточнение, изъятие, дополнение (в случае необходимости).
-
Анализ психолого-педагогической практики, опыта прошлого и настоящего, как позитивного, так и негативного.
-
Организация практического исследования и отбор методов для ее проведения.
-
Анализ и обобщение полученных результатов практической деятельности.
-
Формулирование основных выводов по результатам исследования.
-
Текстовое оформление работы.
-
Написание заключения и введения.
-
Составление и оформление библиографического списка.
-
Подготовка и оформление приложений.
-
Оформление титульного листа.
Заключительный этап
-
Подготовка публичного выступления с результатами исследования.
-
Защита курсовой работы.
После каждого этапа выполнения плана исследования студент может обратиться за консультацией к научному руководителю для дальнейшей корректировки работы.
Итак, последовательно рассмотрим процесс выполнения курсового проекта, который включает в себя взаимосвязанные и последовательные этапы исследовательской деятельности, каждый из которых решает свои специфические задачи.
Подготовительный этап выполнения курсовой работы начинается с выбора научного руководителя и определения темы будущего исследования. Впрочем, первый шаг в выполнении курсовой работы может начинаться и наоборот: сначала студент выбирает тему будущего исследования, а потом определяет научного руководителя. В том и другом случае, выполнение курсовой работы осуществляется студентом самостоятельно. Научный руководитель оказывает студенту помощь в форме систематических консультаций и обсуждений результатов исследования.
Выбор научного руководителя – возможно, самый важный выбор, который предстоит сделать студенту. Взаимопонимание и деловой контакт между руководителем и студентом - залог успешного и плодотворного сотрудничества не только при написании курсовой работы, но и в дальнейшем, при выполнении выпускной квалификационной работы.
Существует несколько способов выбора научного руководителя. Во-первых, студент может целенаправленно выбрать преподавателя, с которым у него налажены доброжелательные отношения и под руководством которого ему бы хотелось осуществлять исследовательскую деятельность. В данном случае автоматически определяется направление будущего исследования – это учебная дисциплина, в которой данный преподаватель является специалистом. Во-вторых, сначала можно выбрать направление исследования – учебную дисциплину, по которой студент имеет достаточно глубокие знания или ее изучение интересно студенту. В этом случае автоматически определяется научный руководитель - преподаватель данной дисциплины. В-третьих, преподаватель сам предлагает студенту выполнять работу под своим руководством, аргументируя выбор различными причинами. Но не стоит соглашаться сразу – целесообразно сначала подумать, интересна ли именно Вам область, в которой работает данный педагог, стоит учесть, какие взаимоотношения сложились между вами на данный период времени, и готовы ли Вы к сотрудничеству и совместной работе. В-четвертых, студенты часто интересуются о том, как руководит работами тот или иной преподаватель, и советуются со студентами старших курсов к «кому лучше пойти». Однако в данном случае, возможно совершить ошибку, поскольку опыт взаимоотношений одних людей не всегда может быть использован другими. Здесь речь идет о личных качествах и предпочтениях. Например, если студент нуждался в поддержке и частых консультациях, но работал с руководителем, желающим, чтобы его информировали о ходе работы и новых идеях только через какое-то время, то первый чувствует себя заброшенным, а руководитель негодует из-за того, что его подопечный требует слишком много внимания. У предшественников взаимопонимание не сложилось, но если Вас устраивает такая форма отношений, то возможно работа будет плодотворной, а отношения деловыми и доброжелательными.
Трудно давать советы о том, как выбрать научного руководителя, но при осуществлении данного выбора каждому студенту следует учесть следующие рекомендации:
1. Бесспорно, научный руководитель должен быть компетентен1 в том направлении, в котором проводится исследование. «Тот, кто не разбирается ни в чем, может взяться за что угодно» (Станислав Ежи Лец) [12, С.775].
2. Для избежания разочарований и упреков в неверном совете лучше осуществлять выбор научного руководителя самостоятельно, полагаясь на свои интересы и интуицию.
3. До начала работы целесообразно сразу обсудить форму взаимоотношений с научным руководителем и постараться заранее прийти к согласию в вопросе о том, как именно будет проходить совместная работа. «Способов работы с людьми столько же, сколько людей» (Ирена Дзедзиц) [12, С.714].
Формы деловых взаимоотношений студенту предлагает научный руководитель, предоставляя ему свободу выбора. Первая форма предполагает, что студенту нужна постоянная поддержка и тесное общение с научным руководителем (особенно в начале работы), а руководитель, имея постоянную обратную связь, дает указания, направляет ход его научной работы. Есть студенты, которых угнетает постоянный контроль и указания на то, чем следует заниматься дальше. Те могут выбрать вторую форму - студент имеет время подумать о предстоящей работе, прежде чем обсудить результаты с руководителем, и возможность на первых порах делать ошибки, при этом руководитель время от времени задает общий курс, не указывает конкретно направление научных изысканий.
Помните, в ходе выполнения курсовой работы приобретаются не только навыки исследовательской деятельности, но и навыки общения. Осуществляя выбор научного руководителя, стремитесь к тому, чтобы общение в ходе исследовательской деятельности стало приятным и полезным как для Вас, так и для того, с кем Вы будете работать!
Круг обязанностей студента и обязанностей научного руководителя при выполнении курсовой работы представлены в прил. 1, 2. Внимательное знакомство с ними поможет понять, какую помощь может оказать научный руководитель и за что несет ответственность студент при выполнении курсовой работы.
- Сасарина е.Е. Основные подходы к выполнению курсовых работ студентами педагогического колледжа
- Оглавление
- Глава I. Подготовительный этап выполнения курсовой работы……………….................................6
- Глава II. Основной этап выполнения курсовой работы………………………..………………….….13
- Глава III. Заключительный этап выполнения курсовой работы……………………………….....…33
- Глава I. Подготовительный этап выполнения курсовой работы
- Выбор научного руководителя
- 1.2. Выбор темы курсовой работы
- 1.3. Определение содержания, структуры и этапов выполнения курсовой работы
- Примерный календарный план выполнения курсовой работы
- Глава II. Основной этап выполнения курсовой работы
- 2.1. Написание основных элементов курсовой работы
- 2.1.1. Титульный лист и оглавление
- 2.1.2. Введение
- Методы исследования
- 2.1.3. Основная часть
- 2.1.4. Заключение, библиографический список и приложение
- 2.2. Оформление курсовой работы
- 1. Общие требования к оформлению.
- Глава III. Заключительный этап выполнения курсовой работы
- 3.1. Подготовка к защите курсовой работы
- 3.2. Процедура защиты курсовой работы
- Обязанности студента
- Обязанности научного руководителя
- Примерные темы курсовых работ Специальность 050704 «Дошкольное образование»
- Специальность 050705 «Специальное дошкольное образование»
- Специальность 0507020 «Физическая культура»
- Специальность 050303 «Иностранный язык»
- Образец заявления на курсовую работу
- Глава I. Теоретические основы использования коллажа в обучении школьников иноязычному говорению…..………..…………….…………………………………………………………………………6
- Глава II. Технология использования коллажа для организации речевой деятельности учащихся на уроках иностранного языка……………………………………………………………………..…..…16
- Примеры оформления таблиц
- Индивидуальный профиль социального развития ребенка
- Примеры наглядного представления результатов исследования
- Примеры библиографического описания некоторых документов7
- 1. Книги
- 1.1. Однотомные издания
- 8. Составные части документов
- 8.1. Статья из книги или другого разового издания
- 8.2. Статья из сериального издания
- Образец написания отзыва на курсовую работу
- Отзыв на курсовую работу
- Критерии оценки курсовой работы
- Алгоритм защиты курсовой работы
- 1. Представление выступающего.
- Терминологический словарь