logo search
КУРСОВАЯ РАБОТА

Выбор научного руководителя

Выполнение курсовых работ – один из важных и перспективных видов исследовательской деятельности в системе средних и высших педагогических учебных заведений. В творческом взаимодействии студента и преподавателя формируется личность будущего педагога, развивается умение решать актуальные педагогические и методические проблемы, самостоятельно ориентироваться в научной педагогической и психологической литературе, успешно применять на практике теоретические знания.

Согласно Рекомендациям по организации выполнения и защиты курсовой работы (проекта) по дисциплине в образовательных учреждениях среднего профессионального образования курсовая работа по дисциплине является одним из основных видов учебных занятий и формой контроля учебной работы студентов [21].

Выполнение студентами курсовой работы проводится с целью:

Выполнение курсовой работы способствует формированию и совершенствованию следующих исследовательских умений:

Исследования в области психологии и педагогики – сложный процесс научно-познава­тельной деятельности, нацеленный на выявление, проверку и использова­ние в педагогической практике новых способов, средств и прие­мов, совершенствующих систему воспитания, обучения и развития человека. Это - трудный путь творческих исканий, включающий в себя ряд взаимосвязанных этапов работы, каждый из которых решает свои специфические задачи. Оптимальная последовательность этих этапов, ведущая к получению обоснованных результатов, т. е. методика психолого-педагогического исследования, обусловлена его замыслом.

Замысел исследования - это основная идея, которая связывает воеди­но все структурные элементы методики, определяет организацию и порядок проведения исследования, его этапы. Разработка замысла и логики исследования, воплощающих стратегию поиска, – слож­ный процесс, который не только предшествует, но и сопутствует всему исследованию, ибо характер и последовательность его этапов во многом предопределяются полученными уже в ходе ра­боты результатами и возникшими трудностями [19, С.26]. Тем не менее, ос­новную работу по разработке замысла и логики педагогического ис­следования необходимо проделать в начале работы, опираясь на принцип моделирования конечного результата и предположитель­ные представления о тех этапах изыскания, которые обеспечат его достижение.

Вместе с этим, следует указать, что логика каждого исследования специфична. Исследователь исходит из характера проблемы, целей и задач работы, конкретного материала, кото­рым он располагает, уровня оснащенности исследования и своих возмож­ностей.

Курсовая работа предполагает обзор литературы по избранной теме, изложение современного состояния вопроса, его краткой истории, формулировку выводов и их аргументацию. Работа выполняется в сроки с начала сентября по конец апреля текущего года обучения студента в колледже.

Обычно процесс психолого-педагогического исследо­вания состоит из следующих этапов:

Подготовительный этап

  1. Выбор научного руководителя.

  2. Определение и утверждение темы работы.

  3. Определение характера и структуры работы.

  4. Составление календарного плана выполнения работы.

Основной этап

  1. Подбор литературы по проблеме исследования.

  2. Формулирование понятийного аппарата исследования и обоснование актуальности выбранной темы.

  1. Разработка и составление рабочего плана исследования (оглавление).

  2. Углубленное изучение научной и научно-методической литературы, диссертационных, научно-исследовательских и курсовых работ, касающихся исследуемой проблемы, анализ и обобщение литературных источников по изучаемой проблеме.

  3. Внесение корректировок в план работы: изменение, уточнение, изъятие, дополнение (в случае необходимости).

  4. Анализ психолого-педагогической практики, опыта прошлого и настоящего, как позитивного, так и негативного.

  5. Организация практического исследования и отбор методов для ее проведения.

  6. Анализ и обобщение полученных результатов практической деятельности.

  7. Формулирование основных выводов по результатам исследования.

  8. Текстовое оформление работы.

  9. Написание заключения и введения.

  10. Составление и оформление библиографического списка.

  11. Подготовка и оформление приложений.

  12. Оформление титульного листа.

Заключительный этап

  1. Подготовка публичного выступления с результатами исследования.

  2. Защита курсовой работы.

После каждого этапа выполнения плана исследования студент может обратиться за консультацией к научному руководителю для дальнейшей корректировки работы.

Итак, последовательно рассмотрим процесс выполнения курсового проекта, который включает в себя взаимосвязанные и последовательные этапы исследовательской деятельности, каждый из которых решает свои специфические задачи.

Подготовительный этап выполнения курсовой работы начинается с выбора научного руководителя и определения темы будущего исследования. Впрочем, первый шаг в выполнении курсовой работы может начинаться и наоборот: сначала студент выбирает тему будущего исследования, а потом определяет научного руководителя. В том и другом случае, выполнение курсовой работы осуществляется студентом самостоятельно. Научный руководитель оказывает студенту помощь в форме систематических консультаций и обсуждений результатов исследования.

Выбор научного руководителя – возможно, самый важный выбор, который предстоит сделать студенту. Взаимопонимание и деловой контакт между руководителем и студентом - залог успешного и плодотворного сотрудничества не только при написании курсовой работы, но и в дальнейшем, при выполнении выпускной квалификационной работы.

Существует несколько способов выбора научного руководителя. Во-первых, студент может целенаправленно выбрать преподавателя, с которым у него налажены доброжелательные отношения и под руководством которого ему бы хотелось осуществлять исследовательскую деятельность. В данном случае автоматически определяется направление будущего исследования – это учебная дисциплина, в которой данный преподаватель является специалистом. Во-вторых, сначала можно выбрать направление исследования – учебную дисциплину, по которой студент имеет достаточно глубокие знания или ее изучение интересно студенту. В этом случае автоматически определяется научный руководитель - преподаватель данной дисциплины. В-третьих, преподаватель сам предлагает студенту выполнять работу под своим руководством, аргументируя выбор различными причинами. Но не стоит соглашаться сразу – целесообразно сначала подумать, интересна ли именно Вам область, в которой работает данный педагог, стоит учесть, какие взаимоотношения сложились между вами на данный период времени, и готовы ли Вы к сотрудничеству и совместной работе. В-четвертых, студенты часто интересуются о том, как руководит работами тот или иной преподаватель, и советуются со студентами старших курсов к «кому лучше пойти». Однако в данном случае, возможно совершить ошибку, поскольку опыт взаимоотношений одних людей не всегда может быть использован другими. Здесь речь идет о личных качествах и предпочтениях. Например, если студент нуждался в поддержке и частых консультациях, но работал с руководителем, желающим, чтобы его информировали о ходе работы и новых идеях только через какое-то время, то первый чувствует себя заброшенным, а руководитель негодует из-за того, что его подопечный требует слишком много внимания. У предшественников взаимопонимание не сложилось, но если Вас устраивает такая форма отношений, то возможно работа будет плодотворной, а отношения деловыми и доброжелательными.

Трудно давать советы о том, как выбрать научного руководителя, но при осуществлении данного выбора каждому студенту следует учесть следующие рекомендации:

1. Бесспорно, научный руководитель должен быть компетентен1 в том направлении, в котором проводится исследование. «Тот, кто не разбирается ни в чем, может взяться за что угодно» (Станислав Ежи Лец) [12, С.775].

2. Для избежания разочарований и упреков в неверном совете лучше осуществлять выбор научного руководителя самостоятельно, полагаясь на свои интересы и интуицию.

3. До начала работы целесообразно сразу обсудить форму взаимоотношений с научным руководителем и постараться заранее прийти к согласию в вопросе о том, как именно будет проходить совместная работа. «Способов работы с людьми столько же, сколько людей» (Ирена Дзедзиц) [12, С.714].

Формы деловых взаимоотношений студенту предлагает научный руководитель, предоставляя ему свободу выбора. Первая форма предполагает, что студенту нужна постоянная поддержка и тесное общение с научным руководителем (особенно в начале работы), а руководитель, имея постоянную обратную связь, дает указания, направляет ход его научной работы. Есть студенты, которых угнетает постоянный контроль и указания на то, чем следует заниматься дальше. Те могут выбрать вторую форму - студент имеет время подумать о предстоящей работе, прежде чем обсудить результаты с руководителем, и возможность на первых порах делать ошибки, при этом руководитель время от времени задает общий курс, не указывает конкретно направление научных изысканий.

Помните, в ходе выполнения курсовой работы приобретаются не только навыки исследовательской деятельности, но и навыки общения. Осуществляя выбор научного руководителя, стремитесь к тому, чтобы общение в ходе исследовательской деятельности стало приятным и полезным как для Вас, так и для того, с кем Вы будете работать!

Круг обязанностей студента и обязанностей научного руководителя при выполнении курсовой работы представлены в прил. 1, 2. Внимательное знакомство с ними поможет понять, какую помощь может оказать научный руководитель и за что несет ответственность студент при выполнении курсовой работы.