logo search
1sheygal_e_i_semiotika_politicheskogo_diskursa / CHAPTER1

4. Базовые концепты политического дискурса

Тип институционального дискурса определяется, в том числе, и его базовыми концептами. Так, для педагогического дискурса центральными являются концепты «образование», «учитель», для религиозного – «вера», «Бог», для политического дискурса – «власть», «политик».

«Центральные концепты, образующие основу общественных институтов, обладают большой генеративной силой в том плане, что вокруг них концентрируется обширная смысловая область, для описания которой необходимо составлять достаточно объемный словарь» (Карасик 1999:6). Действительно, значение лексем – имен соответствующих концептов, помимо содержательного минимума значения, объективированного в словарной дефиниции, включает обширный информационный потенциал или поле ассоциативных признаков. Если все элементы ассоциативного потенциала имени базового концепта окажутся вербализованными в номинативных единицах, то мы получим целый тезаурус соответствующей предметной области. Генеративную функцию базового концепта в семиотическом пространстве дискурса можно сопоставить с ролью доминанты в развитии лексико-семантической парадигмы. Чем шире информационный потенциал доминанты, тем большими деривационными возможностями она обладает (Сентенберг 1984).