logo search
КУРСОВАЯ РАБОТА

2.1.3. Основная часть

Курсовая работа, являясь по своему характеру, как правило, описательно-обобщающей, требует анализа психолого-педагогической и специальной литературы и выборки из нее наиболее важного материала. Изучение литературы по избранной теме осуществляется с целью освещения характера постановки и решения определенной проблемы различными авторами, ознакомления с аргументацией их выводов и обобщений, с тем, чтобы на основе анализа, систематизации, осмысления полученного материала выяснить современное состояние вопроса.

Основная часть работы делится на главы, параграфы и пункты, выделение которых должно служить логике изложения материала. Основная часть работы составляет по объему примерно 70% всего текста и обязательно должна соответствовать оглавлению работы. В работе не должно быть материала, выходящего за рамки темы или связанного с ней косвенно, но в тоже время материал должен полностью раскрывать тему исследования.

Являясь автором курсовой работы, не нужно забывать, что рукопись будет восприниматься и другими людьми. Это может быть научный руководитель, рецензент, член аттестационной комиссии или любой желающий познакомиться с материалами исследования. Поэтому принципиальное значение имеет то, как представлен материал исследования. При написании основной части курсовой работы, необходимо придерживаться основных правил изложения материала и использовать научный стиль изложения.

Правила изложения теоретического материала курсовой работы.

1. В основной части подробно излагается ход исследования, обосновываются и формулируются его промежуточные результаты. Каждый элемент основной части должен представлять собой законченный в смысловом отношении фрагмент работы. Этапы исследования должны следовать один за другим так, чтобы прохождение каждого предыдущего этапа необходимым образом подводило к последующему. Поэтому последовательность и логичность – важные требования, предъявляемые к изложению материала. Следует обращать особое внимание на логический переход от одной главы к другой, от параграфа к параграфу, а внутри параграфа – от пункта к пункту.

2. Содержание параграфа или главы должно соответствовать его названию.

3. Принципиальным требованием к основной части работы является наличие сформулированных автором работы выводов по каждому параграфу и по каждой главе, что способствует взаимосвязи между собой структурных элементов работы. В выводах следует сформулировать основную идею, изложенную в данном разделе. Кроме того, желательно одной фразой обозначить, как эти результаты будут использованы в следующее параграфе или главе.

4. При анализе литературы авторы курсовых работ могут совершить ошибку, перечисляя одну за другой прочитанные статьи и книги. Действительно трудно, когда есть интересный материал, подобранный автором работы, а приходится его сокращать, поскольку курсовая работа не должна содержать ничего лишнего, что уводит в сторону от заданной темы исследования. Необходимо попытаться раскрыть сущность вопроса, выделить главные (интересные, малоизученные, недостаточно освещенные в настоящее время) положения и ведущие идеи в соответствии с поставленными задачами. При изложении материала важно не просто описывать, а систематизировать, классифицировать, обобщать и давать критический анализ имеющихся данных.

5. При изложении спорных (противоречивых) вопросов необходимо приводить мнения различных ученых и практиков. Если в работе критически рассматривается точка зрения кого-то из них, то уместно излагать мысль без сокращений и приводить цитаты. Обязательным, при наличии различных подходов к решению изучаемой проблемы, является сравнение рекомендаций, содержащихся в работах различных авторов. После этого следует обосновать свое мнение по спорному вопросу или согласиться с одной из уже имеющихся точек зрения, выдвигая в каждом из случаев соответствующие аргументы.

6. Содержание курсовой работы заключается в отражении своего собственного понимания и осмысления проблемы на основе изученной литературы, оценки тех или иных аспектов педагогической теории со ссылкой на их авторов, доказательства каких-либо положений с приведением цитат - выдержек из какого-либо текста, включенных в собственный текст. «Ничто так не способствует душевному спокойствию, как полное отсутствие собственного мнения» (Георг Лихтенберг) [12, С. 775].

7. После каждого цитирования обязательно делается ссылка на автора и источник. Однако, описывая позиции авторов, не следует увлекаться большим количеством цитат, это загромождает текст и создает впечатление, что у автора работы нет собственных мнений и суждений.

8. В тексте, при ссылке на высказывания цитируемых авторов и выражении к ним отношения, рекомендуется использовать такие глаголы как: анализирует, возражает, высказывает мнение, добавляет, доказывает, допускает, задает вопрос, излагает, констатирует, надеется, находит, начинает, не разделяет точку зрения, не соглашается, обнаруживает, обсуждает, объясняет, одобряет, отвечает, отмечает, отстаивает, определяет, пересказывает, пишет, повторяет, поддерживает, подтверждает, позволяет, полагает, понимает, предлагает, предполагает, представляет, признает, принимает точку зрения, приходит к выводу, разбирает вопрос, разделяет, размышляет, разрешает, разъясняет, рекомендует, решает проблему, следует, соглашается, сомневается, сообщает, спрашивает, ссылается, считает, указывает, упоминает, утверждает, уточняет [Цит. по: 4, С. 37].

9. Следует обратить внимание на то, что в тексте работы обязательно должны быть ссылки на приложение, если оно представлено в работе.

10. В теоретической части работы некоторые студенты представляют исторический аспект развития проблемы исследования. В этом случае важно уяснить, какие исторические условия и научные открытия способствовали появлению этих идей.

11. Безусловно, представляет интерес сравнительное исследование зарубежного и отечественного опыта по решению аналогичных проблем.

Итак, необходимыми правилами для грамотного написания основной части курсовой работы являются:

Правила изложения практического материала курсовой работы.

В большинстве случаев студенты выполняют курсовую работу реферативного характера. В последнее время, все чаще стали появляться курсовые работы опытно-практического характера. Работы такого содержания являются наиболее сложными для студента, поскольку предполагают проведение практической части исследования, что требует большего количества времени и сил. Однако, все усилия оправданы, поскольку выполнение таких работ оказывает неоценимую помощь студенту для будущего написания выпускной квалификационной работы. Выполняя курсовую работу практического или опытно-экспериментального характера, студент для подтверждения выделенных теоретических положений проводит небольшое исследование, апробируя какой-либо метод психолого-педагогического исследования на практике. В этом случае необходимо заранее продумать условия применения метода исследования и подготовить все необходимые материалы.

Наиболее востребованными являются методы наблюдения, анкетирования, опроса, беседы и моделирование.

При описании практической части исследования следует указать следующие основные моменты:

  1. Выделить цель, с которой был использован тот или иной метод исследования.

  2. Указать автора методик и литературный источник, из которого он взят. Если разработчиком являлся автор курсовой работы, это отмечается в данном пункте.

  3. Дать краткую характеристику испытуемых – указать их количество (не менее 5 чел.), пол, возраст, а также характеристики испытуемых, которые представляют интерес для проводимого исследования.

  4. Указать используемую аппаратуру - дается описание используемых приборов или аппаратов, ее назначения, технических характеристик (если исследование проводилось с использованием аппаратуры).

  5. Описать процедуру проведения, указать последовательность и условия проведения используемых методик, предлагаемые инструкции. При описании практической части исследования целесообразно приводить убедительные примеры и давать оценки.

6. Распространенной ошибкой в представлении практического материала исследования является ее описательный характер, когда студент просто описывает процесс наблюдения, эксперимента и пр., не подвергая полученные факты анализу или ограничиваясь только их количественной характеристикой в «процентах». Следует помнить, что собранный фактический материал тщательно изучается, анализируется и обрабатывается количественно и качественно. Качественный анализ позволяет выявить, какие показатели в поведении, деятельности, знаниях детей выражены более интенсивно, какие менее, констатировать наличие или отсутствие определенных проявлений. Количественный анализ предполагает подсчет показателей по выделенным критериям (количество верных и ошибочных ответов, количество выделенных признаков и т.д.), выделение процентного соотношения тех или иных факторов, признаков и т.п., что выражается в графиках, таблицах, диаграммах.

7. Составной частью психолого-педагогических исследований являются измерения. Их функции заключаются в количественном выражении уровня развития, наличия или интенсивности определенных признаков или свойств (знаний, умений, способностей и т.д.), которые изменяются под влиянием учебно-воспитательного процесса. Измерения подразделяют на прямые и косвенные [14, С.15]. Прямое представляет собой непосредственное сравнение измеряемого объекта с нормативом, эталоном (вес, рост и т.д.). Косвенное осуществляется на основе работы воспитанников, ответов на вопросы, разных проявлений в поведении (дисциплинированность, активность, моральные качества и т.п.). Самым простым способом измерения в педагогических исследованиях являются устные, письменные экзамены и практические занятия. С их помощью определяются продуктивность работы участников исследования, их характерные черты и особенности.

Оценить уровень сформированности тех или иных знаний, умений, качеств личности дошкольников, учащихся и др. можно лишь в процессе каких-либо определенных действий, совершаемых этими людьми, когда они могут активно проявить свои знания, умения, качества личности. В процессе практической или опытно-экспериментальной работы студент должен определиться в своих измерителях и характеристиках наработанного фактического материала: в параметрах, критериях, показателях, которые должны быть представлены в тексте работы [14, С.31]. Автору исследования необходимо четко выделить, по каким измерителям будет производиться оценка явлений или процессов.

Параметр – характеристика процесса, явления или системы. Известны следующие параметры усвоения знаний: число учебных элементов в учебном предмете (полнота предмета), уровень усвоения содержания предмета (уровень усвоения деятельности), ступень абстракции изложения содержания предмета (научность обучения), автоматизация усвоенной деятельности (освоение деятельности), осознанность усвоения (способность к аргументации решений и действий).

Критерий – признак, согласно которому процесс, явление или результат можно оценить и отнести к одному из уровней (ступеней, степеней).

Показатель – величина, измеритель, характеризующий состояние какого-то одного аспекта функционирования системы.

Например, в проблеме развития познавательной активности учащихся параметрами, характеризующими ее, могут быть: вопросы познавательного характера учащихся к учителю, самостоятельный поиск информации по учебному предмету, инициатива в выполнении творческой задачи познавательного характера и т.д. Критериями познавательной активности может быть частота, полнота и т.д. проявления этих характеристик. Показателями являются конкретные числовые характеристики их проявлений у детей в единицу условно взятого времени (в течение одного урока или часа и т.д.).

8. Выделить результаты исследования - излагаются полученные данные, которые целесообразно представить в виде таблиц, графиков, диаграмм и сопроводить текстовым пояснением к ним.

9. В большинстве случаев, студент останавливается только на оценке положительных сторон проведенной работы, уменьшая или игнорируя негативные явления, замалчивая возникшие трудности, или искажает результаты своего исследования. Только строгий, объективный анализ всех положительных и отрицательных моментов и результатов проведенного исследования может дать действительную картину состояния вопроса, позволяет выявить реальные трудности и дать действенные практические результаты. Умение студента критически оценить собственный опыт работы и сделать правильные выводы для практики – важнейший показатель зрелости профессиональной педагогической подготовки и научного мышления студента-выпускника, который получает первый опыт выполнения данной деятельности при написании курсовой работы.

Стиль изложения материла.

«Смутно пишут о том, что смутно себе представляют» (Михаил Ломоносов) [12, С.492]. Стиль изложения материала является показателем общей культуры автора и степени его проникновения и понимания сути проблемы исследования. «Кто ясно мыслит, ясно излагает» (Никола Буало) [12, С.493].

Следует помнить, что стилистически неграмотный язык, а тем более наличие в тексте грамматических ошибок могут испортить впечатление от самой талантливой и оригинальной работы. Поэтому автору работы важно обратить внимание на уровень языка и стиля. Стилистические требования, предъявляемые к исследовательским работам, складываются из двух компонентов – требований современного русского литературного языка и требований академического этикета, т.е. определенных принципов письменного общения членов научного сообщества между собой.

Остановим свое внимание на наиболее характерной особенности языка письменной научной речи, которой является построение изложения материала в форме рассуждений и доказательств. Академический этикет требует убедительной доказательности выдвигаемых автором положений, смысловой законченности, целостности, последовательности и связности текста. Это достигается с помощью специальных языковых средств выражения логических связей. Это могут быть вводные слова и обороты, отражающие [8, С.23]:

Помните, научный текст не требует художественности, эпитетов и метафор, эмоциональных средств выражения. Его отличает точность словоупотребления, ясность и краткость изложения материала.

Стиль научного языка – стиль безличного монолога, лишенного эмоциональной и субъективной окраски. Не принято использовать местоимение первого лица единственного числа «я». Точку зрения автора отражает местоимение «мы». Например, «нами установлено», «мы приходим к выводу». Конструкции с местоимение «мы» могут заменяться неопределенно-личными предложениями. Например, «К проблеме социальной реабилитации детей дошкольного возраста подходят с различных точек зрения». Используют изложение мнения автора от третьего лица («автор считает, что…») и страдательный залог («разработана модель…»).

Принципиальную роль при изложении содержания работы играет строгость и четкость применяемой терминологии. Употреблять термины и понятия нужно в точном значении, однозначно, умело и к месту. Поэтому в процессе написания курсовой работы следует постоянно следить за тем смыслом, который исследователь вкладывает в используемый общеупотребительный или специальный термин или понятие.

В завершении напомним, что стиль изложения материал должен отличаться логичностью, объективностью, точностью, ясностью, и вместе с тем, краткостью изложения. Словам должно быть тесно, а мыслям просторно.

Итак, в основной части исследования студент последовательно описывает и анализирует теоретические и практические аспекты проведенной работы, отмечает положительные стороны и возникшие трудности, оценивает эффективность применяемых методов и анализирует результаты.