§5.Техника звучащей речи
Голос человека производит определенное впечатление на окружающих, служит инструментом воздействия. По характеру речевого звучания мы судим о темпераменте, мироощущении говорящего. Звуковое оформление речи составляет эмоциональный фон выступления, разговора, который может быть положительным (приятным) или отрицательным (неприятным). Недостатки произношения (крикливость, одышка, хрипота, резкость, гортанность, гнусавость, нечетность артикуляции) являются «барьерами» коммуникационного обмена, «режут ухо». Кроме того, хорошо звучащий голос тонизирует нервную систему самого говорящего, придает уверенность, создает настроение.
Речевые изъяны очень устойчивы. Из бытовой речи они часто «перекочевывают» в публичную, в деловое общение. Однако официальная обстановка, в отличие от непринужденной, требует управления голосом, владения полным стилем произношения, т. е. внятного проговаривания при среднем темпе. К примеру, фразы «здравствуйте», «она говорит» в полном стиле звучат так: [здраствуjть], [на гвърит], а в неполном наблюдается сильное редуцирование (сокращение гласных), иногда даже пропуск слогов: [здрас’т’ь], [на грит].
Владеть речевой техникой - это значит добиться интонационной подвижности и выразительности, мягкого, свободного, четкого звучания; уметь пользоваться нюансами тембра.
Что представляет собой механизм голосообразования? Охарактеризуем произносительный аппарат человека, состоящий из четырех частей: дыхательных органов, вибраторов, резонаторов, артикуляторов. Дыхательные органы (мускулатура) позволяют втягивать воздух в легкие и выталкивать наружу. На пути прохождения воздушной струи через гортань находятся голосовые связки - вибраторы. Это эластичные образования, расположенные с левой и правой сторон гортани и вытянутые спереди назад. Передние концы связок находятся под углом друг к другу. Голос создается в результате периодических колебаний этих речевых мышц, которые сближаются и натягиваются. Именно в гортани рождается звуковая волна. Затем она попадает в резонаторы (носоглотка, носовая и ротовая полость), которые усиливают и обогащают звучание. Работу завершают артикуляторы: язык, губы, нижняя челюсть, мягкое небо. Они превращают музыкальный тон (голос) в звуки речи родного языка.
Все части речевого аппарата участвуют в создании акустических характеристик: темпа, громкости, высоты, тембра, ясности и четкости произношения. Темп - скорость говорения - может быть быстрым, средним, медленным. Оптимальным условием легкого восприятия является средний темп - примерно 100 - 120 слов в минуту. Скорость речи зависит от смысла высказывания, эмоционального настроя, жизненной ситуации. Замедление позволяет изобразить предмет, подчеркнуть его важность, выделить. Громкость - это интенсивность звучания, большая или меньшая сила произношения, зависящая также от обстановки общения, словесного содержания. По высоте голос бывает высоким, средним и низким, это зависит от его природы. Русская речь склонна к некоторой минорности, и часто в голосе слышатся высокие плаксивые нотки, капризно - просительное звучание, хорошей профилактикой против которых служит понижение тона. Высота звука должна изменяться при произношении речи, иначе возникает монотонность. Особое повышение тона, сопровождающееся усилением словесного ударения, большей интенсивностью ударного слога, называют логическим ударением. Тембр - дополнительная артикуляционно-акустическая окраска голоса, его колорит, «цвет». У каждого человека свой тембр - глухой, дрожащий, звонкий, острый, жесткий, бархатный, металлический и т. п. Ясность и четкость произношения называются хорошей дикцией. Она подготавливает речевой аппарат к творческому процессу, делает привычной точную артикуляцию всех звуков. Помогает выразительности слова. Хорошая дикция предполагает умение «держать паузу», разнообразить ритмическую организацию речи. Различают физиологическую (добор дыхания), грамматическую (знаки препинания), логическую (смыслоразличительную) и психолингвистическую паузу (подтекст, эмоциональная окраска).
Систему вышеперечисленных фонетических средств (высотных, силовых, временных) часто называют интонацией, а также просодикой.
Оратор, собеседник, умеющий легко изменять темп, громкость и высоту речи, обладающий хорошей дикцией и тембром, может выражать голосом различные чувства и переживания. Это возможно при правильно поставленном речевом (фонационном) дыхании. Его основой является диафрагмально-реберное дыхание, когда вдох и выдох совершаются за счет изменения объема грудной клетки вследствие сокращения диафрагмы, межреберных и брюшных мышц. При произношении речи после короткого вдоха следует пауза для укрепления брюшного пресса, а затем - длинный звуковой выдох, во время которого надо уметь рационально расходовать запас воздуха. Расслабление мышц, удерживающих грудную клетку в расширенном состоянии, должно происходить постепенно, подчиняясь воле говорящего. Через нос вдыхают только перед началом монолога или на больших паузах. Неправильное дыхание порождает недостаточную звучность (т.е. силу, гибкость, подвижность), которая в свою очередь изменяет тембр голоса.
Процесс голосообразования наиболее продуктивен, когда спина прямая, крепкая, а руки, плечи, шея, органы артикуляции свободны и не напряжены.
Голоса, поставленные самой природой, встречаются редко. Каждый человек может «воспитать» голос, т. е. развить и укрепить. Техника речи - важный элемент культуры речевой деятельности - включает работу над дыханием, голосом, дикцией. Техническая сторона звучащей речи поддается тренировке путем специальных упражнений. Их надо выполнять регулярно, а также обращаться к ним, готовясь к ораторскому выступлению, к встрече с людьми, чтобы в момент контакта «быть в голосе».
Комплекс упражнений речевой гимнастики составлен по рекомендациям С. Т. Никольской, содержащимся в работе «Техника речи» (М. , 1978).
1.Тренировка речевого дыхания.
1) «Теплый воздух». Представьте себе, что у вас замерзли руки, - отогрейте их дыханием. Выдох должен быть ровным, медленным. Одну руку держите на животе.
2) «Свеча». Медленно дуйте на пламя. Вместо свечи можно взять полоску бумаги шириной 2 - 3 см и длиной 10 см.
3) «Свечи». На одном вдохе (без добора) погасите 3 свечи (4, 5... 10), разделив выдох на порции.
4) «Насос». Встаньте прямо, ноги на ширине плеч. Наклонитесь вперед и возьмитесь за рукоятку воображаемого автомобильного насоса двумя руками. Начните накачивать воздух: выпрямляясь, делайте вдох, а наклоняясь, - выдох на звуке «ф».
5) «Пильщики». Возьмитесь вдвоем за руки крест - накрест. Правые руки - ваша пила, левые бревно. Один тянет на себя «пилу», имитируя на выдохе звук «з», другой берет пилу на себя: «с».
6) «Старт». Возьмите в руки часы с секундной стрелкой и начните вслух вести отсчет времени по секундам: «Десять! Девять... Один! Пуск!». Отсчет ведите громко, отрывисто, равномерно, на одном дыхании, без добора воздуха.
7) «Егорки». Распределите выдох на три порции, читая громко, равномерно текст, делайте паузу после каждого третьего (пятого, восьмого, одиннадцатого) «Егорки»: «Как на горке, на пригорке (вдох), стоят тридцать три Егорки (вдох): раз Егорка, два Егорка, три Егорки (вдох), четыре Егорки, пять Егорок, шесть Егорок (вдох) и т. д.
11.Голосовые упражнения.
1) «Баюканье». Вам предстоит убаюкать малыша тихим мычанием сквозь сомкнутые губы: «м».
2) «Колокола». Имитируйте голосом звучание большого колокола: «бом - м - м! бим - м -м ! , бам - м - м !» , стараясь «тянуть» согласный. Изменяйте регистры: от низкого (бом) до высокого (бим) и среднего (бам).
3) Постепенно и плавно повышайте и понижайте голос, делайте его то громким, то тихим от начала до конца текста:
Раскинулось поле волнистою тканью
И с небом слилось темно - синюю гранью,
И в небе прозрачном щитом золотым
Блестящее солнце сияет над ним.
4)Если у вас чересчур тихий голос, то прочитайте громко клич глашатая из пьесы А. Н. Островского «Снегурочка» на открытом воздухе или в большом, шумном помещении:
Слушайте - послушайте,
Государевы люди,
Государеву волю!
Идите в красные ворота
На красный царский двор!
С красного двора в новы сени,
На частые ступени,
В дубовые двери,
В государевы палаты,
Суд судить, ряд рядить.
5)Определите, какой у вас темп речи, прочитав за одну минуту стихотворение С. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу ...». Стремитесь выработать нормальный темп.
6)Произнесите фразу «Вам не интересно», обращенную к слушателям, не соблюдающим тишину, с разными интонациями: с гневом, с угрозой, с удивлением, порицанием, в виде просьбы, равнодушно, с обидой. Обратитесь к присутствующим: «Дамы и господа», выражая голосом чувства (равнодушно, торжественно, иронично, радостно, с просьбой).
7)Попробуйте произносить слова: «здравствуйте». «я слушаю вас», «добрый день», «добрый вечер», «приятно вас видеть», «привет», «алло» и подобные с максимальной доброжелательностью в голосе. Используйте для тренировки целый день.
8)Прочитайте строки К. С. Паустовского выразительно, находя в каждой фразе слово с логическим ударением, сделайте магнитофонную запись: «Чайковский садился за рояль. Сейчас начнется удивительное и веселое: рассохшийся дом запоет от первых же звуков рояля. Самая простая музыкальная тема разыгрывалась этим домом, как симфония.
Иногда ночью, просыпаясь, Чайковский слышал, как, потрескивая, пропоет то одна, то другая половица, как бы вспомнив его дневную музыку и выхватив из нее любимую ноту.
Прислушиваясь к ночным звукам, он часто думал, что вот проходит жизнь, а ничего толком не сделано ... Ни разу не удалось передать тот легкий восторг, что возникает от зрелища радуги, от ауканья крестьянских девушек в чаще, от самых простых явлений окружающей жизни. Он никогда не ждал вдохновенья. Он работал, работал ... И вдохновенье рождалось в работе».
111.Артикуляционные упражнения.
1)Широко открывая рот, четко произносите звуки и слоги:
-И, Э, А, О, У, Ы;
-Е, Я, Й, Ю;
-иа, эа, аа, оа, уа, ыа;
-еа, яа, йа, юа;
-Б - П, Г - К, Д - Т, В - Ф;
-АБ, АБИ, АБЭ, АБА, АБУ, АБЫ;
-БИБ - БИБ - БИП; БЭБ - БЭБ - БЭП;
БАБ - БАБ - БАП; БОБ - БОБ - БОП;
БУБ - БУБ - БУП; БЫБ - БЫБ - БЫП;
-ДА, ДИ, ДО, ДУ, ГА, ГИ, ГО, ГУ, ВА, ВИ,
ВО, ВУ, БА, БИ, БО, БУ;
-ша, шо, шу, ши,
шо, шу, ши, ше,
шу, ши, ше, ша,
ши, ше, ша, шо;
-ша, жа, жа, жа, ша,
шо, жо, жо, жо, шо,
ши, жи, жи, жи, щи,
ше, же, же, же, ше;
-С - З - З -...; ТР - Р ..., ДР - Р ...;
-ПТК, ПКТ, КТП
2)Читайте чистоговорки (фразы с неоднократно повторяющимися звуками или сочетаниями звуков):
Б-ык тупогуб, тупогубенький бычок; у быка бела губа была тупа.
От топота копыт пыль по полю летит.
Редька редко росла на грядке, грядка редко была в порядке.
Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала, к Лавру пойдет, Лавру на Фрола наврет.
Кукушка кукушонку сшила капюшон. Надел кукушонок капюшон: как в капюшоне он смешон.
Цапля мокла, цапля сохла, цапля чахла, цапля сдохла.
Протокол про протокол протоколом запротоколировали.
Щетинка у чушки, чешуйка у щучки.
В Чите течет Читинка.
Не тот глуп, кто на слова скуп, а тот глуп, кто на дело туп.
3)Читайте скороговорки (они построены на сочетаниях слов, включающих звуки, требующие непрерывной перестройки речевого аппарата, смены артикуляций) сначала по слогам, затем, делая небольшие остановки перед каждым фонетическим словом, а после этого - убыстряя темп:
На дворе - трава, на траве - дрова;
не руби дрова на траве двора.
Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
Король - орел.
Либретто «Риголетто».
Прецедент с претендентом.
Константин констатировал.
Тщетно тщится щука ущемить леща.
4)Прочитайте реплики в диалоге, выделяя интонационно важные по смыслу слова:
Реплика – стимул | Реплика - реакция |
1.Вопрос – сомнение Яблоко от яблони недалеко падает? Шила в мешке не утаишь?! До поры остры топоры?! Топоры остры до поры?!
Около кола - колокола?! | Утверждение Яблоко от яблони недалеко падает. Шила в мешке не утаишь! Топоры остры до поры! До поры остры топоры! Около кола - колокола! Около кола колокола! |
2.Вопрос – удивление Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом? | Восхищение Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом! |
3.Восхищение. Стоит поп на копне, колпак на попе! Копна - под попом! Сам под колпаком! Шагал шакал с кошелкой, нашел кушак из шелка. | Сомнение (недоверие). Стоит поп на копне! Колпак на попе? Копна под попом? Сам - под колпаком? Шагал шакал с кошелкой, нашел кушак из шелка? |
5)Читайте «информационное сообщение» четко, спокойно:
«Из - под Костромы, из - под Костромищи везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Везет да скороговорками так и сыплет: мол, тетерев сидел на дереве, от дерева - тень тетерева, мол, у гусыни усов не ищи, не сыщешь; мол, каков Савва, такова и слава. Скороговорил, скороговорил, да так всех скороговорок и не перевыскороговорил».
6)Просклоняйте имена числительные: 253, 749, следя за артикуляцией.
7)Произносите слова шепотом, но ясно и отчетливо, чтобы их слышал человек, сидящий на некотором расстоянии от вас:
корреспонденция, предшествовавший,
неистовствовать, обусловливаемый,
транспортируемая, катастрофический,
взгромоздившееся, искренность, изданный,
обыкновенно, усовершенствование,
присутствие, делопроизводство, артиллерия,
забаррикадироваться, спектрограф.
ВОПРОСЫ
1.Приведите примеры искусственных знаковых систем.
2.Что такое уровневое представление о системе языка?
3.Какая речь преобладает в современной жизни - письменная или устная?
4.Почему письменный монолог и устный диалог являются полярными видами речи?
5.Перечислите ситуации, в которых звучит публичная диалогическая речь.
6.Есть ли различия между мышлением и внутренней речью?
7.Как вы понимаете слова Ф. И. Тютчева: «Мысль изреченная есть ложь!»?
8.Исследования Н. И. Жинкина показали, что речевой слух развивается при многократном повторении, т. е. в результате усиленной тренировки голосового аппарата, речевых мышц. Исходя из этого, объясните, почему очень эффективен для повышения орфографический грамотности метод диктанта?
9.В каких ситуациях уместно рефлексивное, а в каких нерефлексивное аудирование?
10.В чем преимущество умения слушать эффективно, по мнению А. Моруа: «Множество женщин сделало блестящую карьеру, умея внимательно слушать, разумно отвечать и говорить тогда, когда это уже необходимо»? Прав ли, на ваш взгляд, французский писатель?
11.Одна из американских методик слушания рекомендует: «Слушай, что человек может сказать, не может сказать, не хочет сказать». Как вы понимаете этот совет?
12.Как образуется звук?
13.Из чего складывается интонация?
14.Какую роль играют паузы в устной речи?
15.Раскройте зависимость звучания голоса от характера (состояния) человека.
16.В чем отличие полного стиля произношения от неполного?
17.Чем отличается чистоговорка от скороговорки?
18.И. Андроников - известный литературовед, исполнитель устных рассказов - читал лермонтовские стихи очень ритмично, соразмерно чередовал паузы. Можно ли объяснить такое совершенство прирожденным чутким музыкальным слухом мастера? Следует ли рекомендовать пение для развития техники речи?
- Деловая риторика
- Удк 808.2
- §1.Риторика как наука и искусство.
- 1.Введение
- §1.Риторика как наука и искусство
- §2.Предмет, объект, цель изучения деловой риторики
- §3.Деловое общение и его виды
- Вопросы
- Задания
- Рекомендуемая литература
- 2.Язык, речь, речевая деятельность
- §1.Понятие о языке и речи
- §2.Виды речи
- §3.Речевая деятельность. Культура речевой деятельности
- §4.Виды речевой деятельности
- §5.Техника звучащей речи
- Задания
- 3.Текст как результат речевой деятельности
- §1.Понятие о тексте
- § 2.Типы текста
- §3.Композиция текста
- §4.Стили текста
- 4.Основы культуры речи
- §1.Понятие о литературном языке
- §2.Культура речи и речевая культура
- §3.Правильность речи
- §4.Коммуникативная целесообразность речи
- Риторические фигуры мысли
- §5.Речевой этикет
- 5.Публичное выступление в деловом общении
- §1. Этапы подготовки и проведения публичного выступления
- §2. Установление контакта с аудиторией
- §3 Поза, жесты, мимика оратора
- §4. Анализ ораторской речи
- §5. Типы ораторов
- §6. Доклад и речь как жанры делового общения
- §1. Типы речевых актов в деловом общении
- §2. Бизнес - аргументация. Методы убеждения собеседника
- §3. Психологические типы собеседников
- §4. Невербальные средства делового общения
- §5.Пространственные нормы делового общения
- 7.Деловой разговор и его виды.
- 8.Деловая беседа
- §1. Цель и задачи деловой беседы
- §2. Этапы подготовки и проведения деловой беседы
- 9.Переговоры
- §1. Цель и задачи переговоров
- §2. Этапы подготовки и проведения переговоров
- §1. Цели и задачи общения с представителями прессы
- §2. Этапы подготовки и проведения интервью
- §1. Этапы подготовки и проведения служебного телефонного разговора.
- §2. Техника речи разговора по телефону
- §3. Правила ведения делового телефонного разговора.
- §1. Дискуссия как вид спора
- §2. Этапы подготовки и проведения дискуссии
- §3. Правила ведения спора
- §4. Анализ дискуссии
- 13. Деловое совещание (собрание)
- §1. Совещание как вид организации делового общения группы
- §2. Этапы подготовки и проведения собрания
- §3. Протокол совещания