Видовая пара
Гл. по возможности образовать видовую пару делятся на:
- соотносимые по виду - одновидовые - двувидовые
Соотносимыми по видуглаголы могут образовывать видовую пару.
Видовую паруобразуют глаголы противопоставленных видов с тождественным лексическим значением, различающимся только семой «предельность/непредельность действия»
- обычно значение не меняется при имперфективации
- при перфективации приставка часто вносит дополнительный оттенок
Большинство ученых выделяют чисто-видовые приставки (на-писать, у-топить, с-делать). Если глагол образован с помощью чисто-видовой приставки, то в словаре при толковании его значения будет отсылка к глаголу несов. вида.
Многие глаголы являются не соотносимыми по виду, т.е. одновидовыми.
Одновид. гл. несов. вида выражают абсолютную непредельность действия, оно не может быть завершено:
- глаголы, указывающие на связь, отношения (числиться, походить)
- модальные гл. (хотеть, надеется, стремиться)
- интеллектуальное состояние (знать, полагать)
- глаголы обладания
- гл., обозначающие положение в пространстве
- гл. движения
Двувидовыеглаголы – это такие глаголы, которые с помощью одной и той же основы могут выражать значение и сов. и несов. вида (женить, бежать, велеть, венчать, даровать, использовать…,гл. на –ировать/изова).
- Глагол Спрягаемые и неспрягаемые формы глагола. Морфологическая парадигма глагола
- Две основы глагола
- 1. Определите форму глагола, выделите ее показатель.
- 2. Определите у данных глаголов основу инфинитива и о.Н.Вр.
- Классы глагола
- 5 Основных продуктивных классов
- 4 Кл. Относится ко iIспр., а все остальные – кIспр. Непродуктивные классы
- 1. Определите класс глагола:
- Спряжение в узком смысле
- Категория вида
- Способы образования глаголов совершенного / несовершенного вида
- 1. Определите вид глагола, способ образования вида (от какого глагола образовался) и показатель вида.
- Видовая пара
- 2. Подчеркните пары, в которых глаголы являются соотносимыми по виду, определите способ образования вида и выделите показатель вида.
- 3. В каждом ряду найдите видовую(-ые) пару (-ы), укажите способ образования вида и показатель вида.
- 3. Докажите, что данные глаголы являются одновидовыми. Определите способ глагольного действия.
- Переходность и залог
- 3 Вида залога
- Наклонение глагола
- 2. Найдите глагольные формы и определите, имеют ли они наклонение (какое).
- 3. Сделайте морфологический разбор глагола хотел бы.
- 4. Найдите глагольные формы и определите, имеют ли они наклонение (какое), выделите показатель.
- Неспрягаемые формы глагола Причастие
- Образование причастий
- Деепричастие
- Образование деепричастий
- Наречие
- Слова категории состояния (безличнопредикативные слова, предикативы)
- Слова категории состояния (скс)
- Модальные слова
- Служебные части речи
- Предлоги
- Частицы