3 Вида залога
действительный | возвратно-средний | страдательный |
- гл. обозначает действие, направленное на объект - только перех., невозвр. гл. | - всегда имеют –ся - действие, не переходящее на др. объект
| - один предмет подвергается воздействию со стороны другого - переходн. гл. + ся (несов. в.) - обязательно дополнение в Т. п. дом строится рабочими |
Определите залог у глаголов.
1. Милые бранятся, только тешатся. Книга легко читается. Доклад читается оратором. Мне сегодня что-то не читается. Девушка носит воду. Где тебя носит? Где ты носишься? Платье хорошо носится. Мешки носятся грузчиками. Люди встречаются, люди влюбляются, женятся. Пришла пора, она влюбилась. Толя пел, Борис молчал, Николай ногой качал. Не качай стул, на котором сидишь. Не радуйся, нашедши, не плач, потеряв.
2. Дело спорится: что сошьется, то и распорется (Пословица).
3. Где тонко — там и рвется (Пословица).
4. Пытался лечиться гимнастикой, затем обратился к врачу (И. Прусс).
5. После выхода журналов в свет остроты произносились с цирковой арены, ерепечатывались вечерними газетами без указания источника и преподносились публике с эстрады «авторами-куплетистами». Изнуренков умудрялся острить в тех областях, где, казалось, уже ничего смешного нельзя было сказать (И. Ильф, Е. Петров).
6. Уже давно смеркалось. Он отправил своего надежного Терешку в Ненарадово с своею тройкою и с подробным, обстоятельным рассказом; Владимир с ужасом увидел, что заехал в незнакомый лес; Старики проснулись и вышли в гостиную. (А.С.Пушкин. Метель.)
7. Дуня собиралась к обедне. Гусару подали кибитку. Он простился с смотрителем...; Смотритель ушел и возвратился в назначенное время. (А.С.Пушкин. Станционный смотритель.)
8. Лиза испугалась и закричала; Лиза час от часу более нравилась Алексею; Молодые люди расстались. Лиза вышла из лесу, перебралась через поле, прокралась в сад и опрометью побежала в ферму, где Настя ожидала ее; Англичанка бесилась и молчала. (А.С.Пушкин. Барышня-крестьянка.)
9. — Садись,— говорит,— покушай, умница, а с младенцем я посижу, ведь у меня свои дети были — умею с ними нянчиться.
Перекрестилась женщина, села к столу и стала есть, а Авдеич присел на кровать к ребенку. Чмокал, чмокал ему Авдеич губами, да плохо чмокается, зубов нету. Все кричит ребеночек. И придумал Авдеич его пальцем пугать, замахнется-замахнется на него пальцем прямо ко рту и прочь отнимет… И засмотрелся ребеночек на палец и затих, а потом и смеяться стал. И обрадовался и Авдеич (Л. Толстой).
- Глагол Спрягаемые и неспрягаемые формы глагола. Морфологическая парадигма глагола
- Две основы глагола
- 1. Определите форму глагола, выделите ее показатель.
- 2. Определите у данных глаголов основу инфинитива и о.Н.Вр.
- Классы глагола
- 5 Основных продуктивных классов
- 4 Кл. Относится ко iIспр., а все остальные – кIспр. Непродуктивные классы
- 1. Определите класс глагола:
- Спряжение в узком смысле
- Категория вида
- Способы образования глаголов совершенного / несовершенного вида
- 1. Определите вид глагола, способ образования вида (от какого глагола образовался) и показатель вида.
- Видовая пара
- 2. Подчеркните пары, в которых глаголы являются соотносимыми по виду, определите способ образования вида и выделите показатель вида.
- 3. В каждом ряду найдите видовую(-ые) пару (-ы), укажите способ образования вида и показатель вида.
- 3. Докажите, что данные глаголы являются одновидовыми. Определите способ глагольного действия.
- Переходность и залог
- 3 Вида залога
- Наклонение глагола
- 2. Найдите глагольные формы и определите, имеют ли они наклонение (какое).
- 3. Сделайте морфологический разбор глагола хотел бы.
- 4. Найдите глагольные формы и определите, имеют ли они наклонение (какое), выделите показатель.
- Неспрягаемые формы глагола Причастие
- Образование причастий
- Деепричастие
- Образование деепричастий
- Наречие
- Слова категории состояния (безличнопредикативные слова, предикативы)
- Слова категории состояния (скс)
- Модальные слова
- Служебные части речи
- Предлоги
- Частицы