Переходность и залог
Переходность – это семантическое сво-во гл., кот. проявляется синтаксически в способности или неспособности гл. иметь при себе прямое дополнение.
Переходный глагол: действие переходит на объект, можно ответить на вопрос что?
Прямое дополнение м.б. выражено:
- В.п. без предл.
- Р.п. со значением части (принести воды) и отрицания (не знать ответа)
- Д.п. с предл. ПО в распределит. знач. (дать всем по конфете)
= придат. изъясн.
Непереходные гл.:действие, не переходящее на объект, замыкающееся в субъекте
- все возвр.
- невозвр. со знач. перемещения и телодвижения (ездить, прыгать, махать), телесного и духовного состояния (лежать, спать, отдыхать, грустить), звука и визуал. восприятия (звенеть, сиять).
Переходность проявляется в контексте.
Определите, переходным или непереходным является глагол.
Думать, выдумать, задумать, печь, печься, учительствовать, писать, горевать, лаять, облаять, сидеть, высидеть, белить, белеть, торговать, торговаться, выторговать, обессилеть в пути, обессилить врага.
Возвратный глагол: действие направлено на себя (-ся, -сь).
Залог – грамматическая категория, обозначающая отношение действия к субъекту и объекту (нет общепринятой теории залога).
Не все гл. имеют категорию залога.
Залог есть у | Залога нет у |
- переходных, невозвр. гл. (писать письмо)Д - неперех., возвр., образован. от переходных (мыться)В.С. - стр. причастия или конструкции с Тв. субъекта (елка срублена лесником)С. | - неперех., невозвр. (спать) - неперех., возвр., образован. от непереходн. (чернеться, белеться, стучаться) – действие направлено не на себя - неперех., возвратн., без –ся не употребл. (улыбаться, смеяться, казаться, каяться) - безличные гл. (возвр. и невозвр.):светать, темнеть, тошнить, холодать |
- Глагол Спрягаемые и неспрягаемые формы глагола. Морфологическая парадигма глагола
- Две основы глагола
- 1. Определите форму глагола, выделите ее показатель.
- 2. Определите у данных глаголов основу инфинитива и о.Н.Вр.
- Классы глагола
- 5 Основных продуктивных классов
- 4 Кл. Относится ко iIспр., а все остальные – кIспр. Непродуктивные классы
- 1. Определите класс глагола:
- Спряжение в узком смысле
- Категория вида
- Способы образования глаголов совершенного / несовершенного вида
- 1. Определите вид глагола, способ образования вида (от какого глагола образовался) и показатель вида.
- Видовая пара
- 2. Подчеркните пары, в которых глаголы являются соотносимыми по виду, определите способ образования вида и выделите показатель вида.
- 3. В каждом ряду найдите видовую(-ые) пару (-ы), укажите способ образования вида и показатель вида.
- 3. Докажите, что данные глаголы являются одновидовыми. Определите способ глагольного действия.
- Переходность и залог
- 3 Вида залога
- Наклонение глагола
- 2. Найдите глагольные формы и определите, имеют ли они наклонение (какое).
- 3. Сделайте морфологический разбор глагола хотел бы.
- 4. Найдите глагольные формы и определите, имеют ли они наклонение (какое), выделите показатель.
- Неспрягаемые формы глагола Причастие
- Образование причастий
- Деепричастие
- Образование деепричастий
- Наречие
- Слова категории состояния (безличнопредикативные слова, предикативы)
- Слова категории состояния (скс)
- Модальные слова
- Служебные части речи
- Предлоги
- Частицы