7. Контент-анализ кино, радио и телевидения
Кино, как никакой другой вид искусства, став индустриальным производством зрелища, учитывает отношения между спросом и предложением.
Определенные духовные ценности кино вынуждено выдавать их в знакомой Аудитории оболочке повседневных моделей поведения, мышления и т. д.
Помимо всего прочего, фильм как жанр искусства стоит в ряду других, построенных на фабуле форм, за что ему уготован стойкий, наиболее «массовый» интерес, как ранее — к библейской притче, народным сказам и былинам, а позднее — к роману. Наверное, к ним в большей степени приложим известный афоризм Фр. Ницше о том, что искусство создает иллюзию завершенного мира.
Опираясь на весь социально-психологический диапазон привычек, настроений, мотиваций, норм, ценностей данного общества, кино апеллирует к преобладающим в Аудитории моделям мышления. Вот почему так мала доля «непреходящего» в наследии кино, вот где лежит аналогия кино со средствами массовой коммуникации.
Труд теоретика и историка кино З. Кракауэра по анализу кинематографа в догитлеровской Германии.
Говоря словами автора, его вовсе не интересовало немецкое кино как таковое: «Эта книга должна обогатить наши представления о до-гитлеровской Германии... У меня есть все основания полагать, что примененный мною метод анализа фильмов можно успешно использовать при изучении модели массового поведения в Соединенных штатах и в других странах».
Автор поставил перед собой другую задачу: «За обозримой историей экономических сдвигов, социальных нужд и политических махинаций бурлит незримая история психологической жизни немецкого народа. Обнажение ее при помощи немецкого кинематографа поможет понять, почему Гитлер шел к власти и почему он ее захватил».
Кракауэр показывает, как из фильма в фильм в немецком кинематографе нарастает воспевание милитаризма и авторитарного духа, спекуляция на патриотических мотивах, а война интерпретируется как способ очищения общественной жизни (по аналогии с грозовой бурей, которая очищает атмосферу: она позволяет ощутить биение жизни).
Огромный фактологический материал подтверждал основные выводы автора. На эти выводы работали не только наблюдения исследователя за идейной сущностью содержания, но и его интерпретация драматической структуры, а также в ряде случаев изобразительного решения фильмов.
Исследование Кракауэра принадлежит к исследованиям другого рода — не к контент-анализу, который принципиально отделяет инструмент от исследователя.
- 2. Социологические исследования содержания коммуникации.
- Часть 1.
- 1. Изучение текстов как общегуманитарная задача.
- Тексты смк как предмет для изучения
- 2. Социологический анализ содержания как процедура измерения
- Основные условия, которых такой анализ требует.
- 3. Текст как показатель намерений Коммуникатора: эмпирические свидетельства
- 4. Исследование прессы как динамического ряда
- 5. Анализ рекламы
- 6. Возможности прогноза информированности Аудитории
- 7. Контент-анализ кино, радио и телевидения
- Контент-анализ радио и телевидения
- 8. Контент-анализ комиксов и музыкальной культуры