logo search
Актуальный уровень развития языковой компетенции в процессе изучения склонения имени существительного

1.4 Общие вопросы методики изучения склонения имени существительного

Изменение по числам и падежам, наличие рода -- морфологические признаки существительных.

Изучение грамматических категорий имени существительного начинается с рода: ученики работают со схемой в учебнике и делают вывод; упражнение по развитию речи позволяет учащимся через собственный микротекст привести примеры к новым грамматическим сведениям. В последующем эти сведения закрепляются еще раз в сопоставлении с глаголом.

Далее в упражнениях вырабатывается навык определения рода, причем задания не повторяются: в упр.16 соотносятся однокоренные слова женского и мужского рода (волк -- волчица), а в упр.17 -- однотематические (брат-сестра), в упр.18 определяется род некоторых существительных в тексте, упр.19 закрепляет условное обозначение рода и предложенный прием опознавания рода существительных заменой местоимением, в упр.21 обозначается род существительных в тексте с устной постановкой слова в начальную форму, в упр.22 учащиеся работают над словами общего рода, в том числе предполагается обсуждение такой особенности существительных общего рода, как их экспрессивность, причем чаще отрицательная, чем положительная. Материал об общем роде имен существительных программа данного УМК предлагает как факультативный, однако именно период младшего школьного возраста является временем, когда эти слова чрезвычайно активны в речевой коммуникации, поэтому данные сведения целесообразно предъявить учащимся для осознания грамматической категории рода в достаточной полноте, но считать необязательными для усвоения.

§3 «Слова умеют склоняться» посвящен новым понятиям -- падежи и склонение. Нельзя не обратить внимания на прекрасное наглядное пособие к теме «Падежи имен существительных»: благодаря замечательному смысловому обыгрыванию бытового-сказочного и лингвистического планов иллюстрации -- падает и падеж (оживляется внутренняя форма слова -- термина), изменение формы персонажа и изменение формы слова, абстрактный грамматический процесс, обычно требующий механического заучивания названий падежей и падежных вопросов, становится ассоциативно живым и понятным ребенку, а вспомогательные глаголы (с.46) и рисунки на с.47 помогают запомнить падежную последовательность, причем этот материал разделен на 2 части страничкой ОРЧа и понятием об одушевленности-неодушевленности -- автор учитывает, что для понимания и запоминания такого трудного материала, как падежи, лежащего в основе оперирования всеми именными частями речи и на уровне морфологии, и на уровне синтаксиса, т.е. на протяжении почти всего курса русского языка до 8 класса включительно, ученику требуется время. Дальнейшее углубление понятия и дополнительный способ запоминания (через стихотворение и рисунки, через придумывание собственных предложений) -- в §7, а в §8 рассматривается (без термина) глагольное управление именем существительным с пропедевтическим введением условного обозначения главного слова в словосочетании и возможного синтаксического обстоятельственного вопроса («Падежные вопросы за работой»).

Понятие «одушевленности-неодушевленности» (с.44-45, упр.37-38, с.65-66) предлагается также распределенным во времени. Следует отметить, что О.Л. Соболева дает в доступной детям форме достаточно полное и правильное представление об этой категории как о лексико-грамматической, а не только лексической (как это обычно рассматривается в школе).

В логике развития темы «Склонение имен существительных» появляется тема по составу слова: окончание и основа слова (§5-6). И здесь автор следует твёрдому правилу: нельзя чрезмерно упрощать лингвистику, жертвуя существенными деталями; поэтому О. Л. Соболева на основе минимального определения окончания (без указания на его служебную синтаксическую роль, так как это только начало изучения и в центре внимания форма изменяемого существительного), предлагает ребенку прием для нахождения окончаний («Измени слово -- найдешь окончание!»), дает понятие основы слова и нулевого окончания, причем в учебнике есть материал для наблюдений, снимающий возможные недоразумения: в упр.37 -- слова со сходными финалями, но разным составом слова (пирогов и коров), в упр.39 и на с.57 вывод о том, что нулевое окончание и отсутствие окончания -- это далеко не одно и то же, он еще раз закрепляется при знакомстве с несклоняемыми существительными (с.126). К концу изучения имени существительного учащиеся специально остановятся на окончаниях множественного числа. Это важно не только для предупреждения ошибочного написания, но и для предупреждения ошибок в морфемном разборе: так как для разбора по составу слова обычно предлагаются существительные в единственном числе, то школьники нередко сомневаются в выделении окончаний существительных во множественном числе; в данном же случае, кроме того, что ученик приучается пользоваться приемом «измени слово, чтобы найти окончание», окончания, вызывающие наибольшие затруднения: -ам, -ами, -ах, в стихотворной форме закрепляются.