logo
Уч

Склонение имен существительных

Вопросы

  1. Какое содержание имеет термин склонение в грамматике?

  2. Что называют типом склонения существительных? Сколько типов склонения в современном русском языке?

  3. Как связано склонение с грамматическими категориями имени существительного?

  4. Какие парадигмы различают в первом типе склонения, а какие-во втором?

  5. Как различаются твердые и мягкие разновидности склонения: на уровне орфографии, на уровне морфофонологии?

  6. Какие окончания называются вариантными? Как могут различаться формы с вариантными окончаниями?

  7. Какие окончания называются нестандартными?

  8. Какие морфологические явления в целом могут сопровождать склонение имен существительных?

Литература

  1. Б у л а н и н Л. Л. Трудные вопросы морфологии. - М., 1976. - С. 64 – 70.

  2. В и н о г р а д о в В. В. Русский язык. - М., 1972. - С. 82 – 83.

  3. Русская грамматика. Т.1. - М., 1980, п. 1173 – 1189.

  4. Современный русский язык / Под ред. В. А. Б е л о ш а п к о в о й. - М., 1997. - С. 499 – 511.

  5. И в а н о в В.В., П о т и х а З.А. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе. - М., 1985. - С. 68 – 81.

  6. Зеленин А.В., Вахтола П. – К. Несклоняемые имена существительные в современном русском языке. // РЯШ 2008 № 1. – С. 72 № 2. – С.59.

Задания

  1. Образуйте все падежные формы ед. и мн. ч. существительных кумыс, свеча, ухо, сушь и ответьте на следующие вопросы:

а) К какому типу склонения относятся данные существительные?

б) Какую они имеют парадигму?

в) Какое отношение к склонению имеет мягкость / твердость конечного согласного основы?

г) Имеют ли данные существительные вариантные падежные формы?

д) Образуется ли у данных существительных падежная форма с нестандартной флексией?

2. Образуйте форму Р.п. мн. ч. существительных:

ананас, банан, басня, гнездовье, полотенце, помидор, простыня, рельс, ружье, сабля, сапог, туфли, ущелье, облако, ясли, яблоня, кушанье, кухня, розга

3. Запишите с существительными словосочетания, ставя их в форму Р.п.

армяне, киргизы, болгары, монголы, валенки, солдаты, граммы, вольты, носки, погоны, мужья, колени, плечи, англичане

4. Просклоняйте существительные волны, леса, ночи, сани. Выделите падежные окончания и сделайте вывод об особенностях склонения в форме мн. ч.

5. Работа с предложением

Была одна причина которая заставляла иногда Белинского избегать разговоров о театре о драматической литературе он боялся как бы не напомнили ему про его комедию "Пятидесятилетний дядюшка" написанную им некогда в Москве и напечатанную в "Наблюдателе" (И.С. Тургенев).

а) Расставьте и объясните знаки препинания.

б) Выполните морфемный и словообразовательный анализ выделенного слова.

в) У существительных определите род, число, падеж, склонение.

6. Определите словообразовательный тип существительных.

глупость, тишина, доброта, зелень, тишь, чтение, произведение, паркетчик, слониха, щеголиха, шалунья

Что вы можете сказать о связи словообразовательного типа с типом склонения существительных?

7. Сделайте сообщение по [5].

Занятие 10