Массовая литература
Массовая литература — ценностный низ литературной иерархии: категория литературных произведений, относимых к маргинальной сфере общепризнанной литературы и отвергаемых как псевдолитература.
Массовая литература — категория, возникшая в результате размежевания художественной литературы по эстетическому качеству. Критерии эстетической значимости могут меняться. Богатый потенциал восприятия многих произведений раскрывается только в процессе длительного функционирования, + новые литературные направления отбраковывают старое.
Внутри массовая литература неоднородна. На вершине — образцовые, классические произведения,, имеющие долговременный успех. Внизу — то, где текст играет второстепенную роль: комиксы, фотороманы, терапевтические любовные романы.
Генезис массовой литературы: литература эллинизма, фаблио и новеллы итальянского возрождения. Но —дороговизна.
Массовая литература появляется в индустриальную эпоху нового времени: рост грамотности, возникновение массовой читательской аудитории.
Важнейшая предпосылка — коммерциализация писательской деятельности.
Создание артелей, способствовавших превращению автора в ярлык — Александр Дюма.
Техно-экономические факторы: прогресс в сфере книгопечатания. Индивиуальное авторское начало сводится на нет, подчиняясь жанровому канону.
Признак серийности. Общая сюжетная схема, тематика, набор действующих лиц.
Криминальный роман, фэнтези, триллер, розовый роман, костюмно-исторический роман.
-
Содержание
- Литературоведение в системе других филологических дисциплин
- Основные литературоведческие направления и школы 19 века
- Основные литературоведческие направления и школы 20 века
- Состояние современного литературоведения
- Эстетическое и художественное
- Модусы художественности
- Художественное произведение как целое. Содержание и форма художественного произведения
- «Рама» и «фрагмент»
- Цикл. Цикличность в литературе
- Родовая принадлежность произведения. Эпос.
- Родовая принадлежность произведения. Лирика
- Родовая принадлежность произведения. Драма.
- Понятие «жанр» в литературе. Поэтические и прозаические жанры. «Память жанра»
- Персонаж. Система персонажей.
- Предметный мир художественного произведения
- Время и пространство. Бахтин «о хронотопе»
- Сюжет литературного произведения. Сюжет и композиция. Типы сюжетных конфликтов. Сюжет и фабула
- Мотив: происхождение и значение термина. Типология мотивов
- Психологизм литературных произведений. Своеобразие психологизма в лирике, драме, эпосе. Психологический анализ, внутренний монолог, поток сознания
- Семиотика портрета. Функция портрета в художественном произведении
- Пейзаж. Его функции. Пейзаж и интерьер
- Вещь и деталь в литературном произведении. Виды деталей. Деталь и подробность.
- Современная теория автора. Автор. Образ автора. Реальный, или биографический автор.
- Повествовательная организация текста, образ автора, повествователь, рассказчик.
- Лирический субъект, лирический герой, автор и герой лирики
- Филология как наука (Аверинцев — филология)
- Диалог и монолог как основные формы речевого общения. Жанр диалога. Диалогичность литературы (Бахтин)
- Термин «Точка зрения». Точка зрения, различие литературных родов
- Понятие поэтический словарь. Способы расширения поэтического словаря
- Теория тропов. Метафора, метонимия, эпитеты и другие виды иносказательности на уровне слова
- Функция цитаты в литературном произведении. Понятие интертекстуальности
- Категория стиля в литературоведении. Стилевая доминанта. Стиль как содержательная норма
- Стих. Стихосложение. Стиховедение как наука
- Проза. Разные значения этого понятия. Оппозиция стих-проза
- Традиционные системы стихосложения (силлабическая, тоническая, силлабо-тоническая). Оппозиция стих-проза
- Поэтический синтаксис, понятие фигуры
- Неклассические формы стиха: логаэд, дольник, тактовик, свободный стих, белый стих
- Силлабо-тоническая система стихосложения. Метр и ритм в стиховедении 20 века — Андрей Белый
- Понятие рифмы, классификация рифмы
- Особенности русской метрики. Размеры стиха
- Строфика. Простые и сложные строфы. Твёрдые формы.
- Поэтическая графика. Адресат и читатель
- Творческая история. Канонический текст
- Массовая литература
- Архетип, ритуально-мифологическая школа
- Художественный образ. Эйдос
- Знак. Знак и образ
- Символ в художественном произведении
- Стадиальность развития литературы
- Понятие направления и школы в литературе. Основные лит. Направления
- Литература как вид искусства. Понятие художественной литературы и границы этого термина
- Текстология как наука