Пейзаж. Его функции. Пейзаж и интерьер
Пейзаж — один из компонентов мира, изображение незамкнутого пространства (в отличие от интерьера, изображающего внутренние помещения). Пейзаж + интерьер — окружающая человека среда. Входит не только природа, но и вещи (за исключением дикого пейзажа). При анализе пейзажа все его элементы рассматриваются в совокупности, иначе будет нарушена эстетическая целостность восприятия. Разделение между пейзажем и интерьером часто подчёркивается как условное. Могут противопоставляться.
Пейзаж не является обязательным слагаемым художественного мира. Включение пейзажа в произведение всегда чем-то мотивированно.
Функции:
Обозначение места и времени действия — но не сухое описание, а художественное, т.е. использование образного, поэтического языка.
Сюжетная мотивировка — «метель» Пушкина
Форма психологизма
Создаёт психологический настрой восприятия текста, внутреннее состояние героев. Бедная Лиза. Пейзаж данный через восприятие героя — знак его психологического состояния в момент действия. Может говорить об устойчивых чертах его мировоззрения, о его характере. Пейзажный образ как знак чувств может становиться мотивом.
Форма присутствия автора
Часто пейзаж выполняет не одну функцию, а сразу несколько.
В драме пейзаж представлен скупо, из-за чего возрастает его символическая нагрузка.
В лирике пейзаж подчёркнуто экспрессивен, часто символичен.
Типология: в зависимости от фактуры — деревенский и городской, степной, морской, лесной, горный, северный и южный. Экзотический пейзаж, контрастным фоном к которому служит родной край.
Разные виды пейзажа семиотизируются, происходит накопление пейзажных кодов.
-
Содержание
- Литературоведение в системе других филологических дисциплин
- Основные литературоведческие направления и школы 19 века
- Основные литературоведческие направления и школы 20 века
- Состояние современного литературоведения
- Эстетическое и художественное
- Модусы художественности
- Художественное произведение как целое. Содержание и форма художественного произведения
- «Рама» и «фрагмент»
- Цикл. Цикличность в литературе
- Родовая принадлежность произведения. Эпос.
- Родовая принадлежность произведения. Лирика
- Родовая принадлежность произведения. Драма.
- Понятие «жанр» в литературе. Поэтические и прозаические жанры. «Память жанра»
- Персонаж. Система персонажей.
- Предметный мир художественного произведения
- Время и пространство. Бахтин «о хронотопе»
- Сюжет литературного произведения. Сюжет и композиция. Типы сюжетных конфликтов. Сюжет и фабула
- Мотив: происхождение и значение термина. Типология мотивов
- Психологизм литературных произведений. Своеобразие психологизма в лирике, драме, эпосе. Психологический анализ, внутренний монолог, поток сознания
- Семиотика портрета. Функция портрета в художественном произведении
- Пейзаж. Его функции. Пейзаж и интерьер
- Вещь и деталь в литературном произведении. Виды деталей. Деталь и подробность.
- Современная теория автора. Автор. Образ автора. Реальный, или биографический автор.
- Повествовательная организация текста, образ автора, повествователь, рассказчик.
- Лирический субъект, лирический герой, автор и герой лирики
- Филология как наука (Аверинцев — филология)
- Диалог и монолог как основные формы речевого общения. Жанр диалога. Диалогичность литературы (Бахтин)
- Термин «Точка зрения». Точка зрения, различие литературных родов
- Понятие поэтический словарь. Способы расширения поэтического словаря
- Теория тропов. Метафора, метонимия, эпитеты и другие виды иносказательности на уровне слова
- Функция цитаты в литературном произведении. Понятие интертекстуальности
- Категория стиля в литературоведении. Стилевая доминанта. Стиль как содержательная норма
- Стих. Стихосложение. Стиховедение как наука
- Проза. Разные значения этого понятия. Оппозиция стих-проза
- Традиционные системы стихосложения (силлабическая, тоническая, силлабо-тоническая). Оппозиция стих-проза
- Поэтический синтаксис, понятие фигуры
- Неклассические формы стиха: логаэд, дольник, тактовик, свободный стих, белый стих
- Силлабо-тоническая система стихосложения. Метр и ритм в стиховедении 20 века — Андрей Белый
- Понятие рифмы, классификация рифмы
- Особенности русской метрики. Размеры стиха
- Строфика. Простые и сложные строфы. Твёрдые формы.
- Поэтическая графика. Адресат и читатель
- Творческая история. Канонический текст
- Массовая литература
- Архетип, ритуально-мифологическая школа
- Художественный образ. Эйдос
- Знак. Знак и образ
- Символ в художественном произведении
- Стадиальность развития литературы
- Понятие направления и школы в литературе. Основные лит. Направления
- Литература как вид искусства. Понятие художественной литературы и границы этого термина
- Текстология как наука