Понятие «жанр» в литературе. Поэтические и прозаические жанры. «Память жанра»
Жанр — соотнесение произведения с другими, целостное представление о произведении, определяется через устойчивое сочетание признаков: принадлежность к роду литературы, эстетическая доминанта, стихотворная или прозаическая речь, объём. В эволюции прослеживаются многие переменные и немногие постоянные признаки. Жанровый подзаголовок — признание традиции.
Конкретно-исторический подход: жанр рассматривается в рамках жанровой системы определённого периода развития национальной литературы, в синхронии. Типологический подход: выделение наиболее устойчивых признаков, обеспечивающих узнаваемость, идентичность в литературном процессе в целом.
Ретроспекция (выделение результирующих признаков жанра в развитии) vs реставрация (в рецепции определённого времени).
Не всегда определения автора совпадают с прочтением.
19 век — индивидуально-творческое художественное сознание — установка на подражание образцам идёт на убыль.
19-20 век — размывание жанровых границ.
Бахтин: канонические vs романизированные жанры. Роман —жанр, отразивший концепцию человека, который до конца не воплотим в существующую социально-историческую плоть. Почти все жанры романизируются. Жанры, которые сохраняют каноничность, приобретают характер стилизации.
Поспелов делит жанры на героические (национально-исторические), этологические (нравоописательные), романические.
Коммуникативная (автору важно найти своего читателя) vs классификационная функция жанровых номинаций (позволяет классифицировать явления разных культур; изучение констант национальных литератур). Жанр — не открывает истоков новаторства, отражение законченности этапа познания.
Память жанра: в жанре всегда сохраняются элементы архаики. Но жанр всё время обновляется.
Любая художественная форма — отвердевшее содержание. Любой формальный элемент был когда-то содержательным. Но! Даже самые формальные элементы никогда не теряют своей содержательности.
-
Содержание
- Литературоведение в системе других филологических дисциплин
- Основные литературоведческие направления и школы 19 века
- Основные литературоведческие направления и школы 20 века
- Состояние современного литературоведения
- Эстетическое и художественное
- Модусы художественности
- Художественное произведение как целое. Содержание и форма художественного произведения
- «Рама» и «фрагмент»
- Цикл. Цикличность в литературе
- Родовая принадлежность произведения. Эпос.
- Родовая принадлежность произведения. Лирика
- Родовая принадлежность произведения. Драма.
- Понятие «жанр» в литературе. Поэтические и прозаические жанры. «Память жанра»
- Персонаж. Система персонажей.
- Предметный мир художественного произведения
- Время и пространство. Бахтин «о хронотопе»
- Сюжет литературного произведения. Сюжет и композиция. Типы сюжетных конфликтов. Сюжет и фабула
- Мотив: происхождение и значение термина. Типология мотивов
- Психологизм литературных произведений. Своеобразие психологизма в лирике, драме, эпосе. Психологический анализ, внутренний монолог, поток сознания
- Семиотика портрета. Функция портрета в художественном произведении
- Пейзаж. Его функции. Пейзаж и интерьер
- Вещь и деталь в литературном произведении. Виды деталей. Деталь и подробность.
- Современная теория автора. Автор. Образ автора. Реальный, или биографический автор.
- Повествовательная организация текста, образ автора, повествователь, рассказчик.
- Лирический субъект, лирический герой, автор и герой лирики
- Филология как наука (Аверинцев — филология)
- Диалог и монолог как основные формы речевого общения. Жанр диалога. Диалогичность литературы (Бахтин)
- Термин «Точка зрения». Точка зрения, различие литературных родов
- Понятие поэтический словарь. Способы расширения поэтического словаря
- Теория тропов. Метафора, метонимия, эпитеты и другие виды иносказательности на уровне слова
- Функция цитаты в литературном произведении. Понятие интертекстуальности
- Категория стиля в литературоведении. Стилевая доминанта. Стиль как содержательная норма
- Стих. Стихосложение. Стиховедение как наука
- Проза. Разные значения этого понятия. Оппозиция стих-проза
- Традиционные системы стихосложения (силлабическая, тоническая, силлабо-тоническая). Оппозиция стих-проза
- Поэтический синтаксис, понятие фигуры
- Неклассические формы стиха: логаэд, дольник, тактовик, свободный стих, белый стих
- Силлабо-тоническая система стихосложения. Метр и ритм в стиховедении 20 века — Андрей Белый
- Понятие рифмы, классификация рифмы
- Особенности русской метрики. Размеры стиха
- Строфика. Простые и сложные строфы. Твёрдые формы.
- Поэтическая графика. Адресат и читатель
- Творческая история. Канонический текст
- Массовая литература
- Архетип, ритуально-мифологическая школа
- Художественный образ. Эйдос
- Знак. Знак и образ
- Символ в художественном произведении
- Стадиальность развития литературы
- Понятие направления и школы в литературе. Основные лит. Направления
- Литература как вид искусства. Понятие художественной литературы и границы этого термина
- Текстология как наука