logo
Литературоведение

Понятие «жанр» в литературе. Поэтические и прозаические жанры. «Память жанра»

Жанр — соотнесение произведения с другими, целостное представление о произведении, определяется через устойчивое сочетание признаков: принадлежность к роду литературы, эстетическая доминанта, стихотворная или прозаическая речь, объём. В эволюции прослеживаются многие переменные и немногие постоянные признаки. Жанровый подзаголовок — признание традиции.

Конкретно-исторический подход: жанр рассматривается в рамках жанровой системы определённого периода развития национальной литературы, в синхронии. Типологический подход: выделение наиболее устойчивых признаков, обеспечивающих узнаваемость, идентичность в литературном процессе в целом.

Ретроспекция (выделение результирующих признаков жанра в развитии) vs реставрация (в рецепции определённого времени).

Не всегда определения автора совпадают с прочтением.

19 век — индивидуально-творческое художественное сознание — установка на подражание образцам идёт на убыль.

19-20 век — размывание жанровых границ.

Бахтин: канонические vs романизированные жанры. Роман —жанр, отразивший концепцию человека, который до конца не воплотим в существующую социально-историческую плоть. Почти все жанры романизируются. Жанры, которые сохраняют каноничность, приобретают характер стилизации.

Поспелов делит жанры на героические (национально-исторические), этологические (нравоописательные), романические.

Коммуникативная (автору важно найти своего читателя) vs классификационная функция жанровых номинаций (позволяет классифицировать явления разных культур; изучение констант национальных литератур). Жанр — не открывает истоков новаторства, отражение законченности этапа познания.

Память жанра: в жанре всегда сохраняются элементы архаики. Но жанр всё время обновляется.

Любая художественная форма — отвердевшее содержание. Любой формальный элемент был когда-то содержательным. Но! Даже самые формальные элементы никогда не теряют своей содержательности.