Категория стиля в литературоведении. Стилевая доминанта. Стиль как содержательная норма
Стиль — до 17 века — характеристика выразительно-изобразительных особенностей речи.
19 век — стиль — художественная индивидуальность, базирующаяся на смысловой оригинальности.
Стиль понимался как свойство художественной формы произведения.
20 век — стиль — эстетическое мышление определённых направлений и эпох в искусстве. + концепция мира и человека.
Стиль — выражение глубокой оригинальности, обладает эстетическим совершенством, представляет собой содержательную формы и является свойством всей художественной формы произведения, а не только его речевой стороны.
Стиль — эстетическое единство всех сторон и элементов художественной формы, обладающее определённой оригинальностью и выражающей некое содержание. Противопоставлен бесстильности (эстетической невыразительности) и эклектике (простому и неоткрывающему нового содержания уже известных приёмов).
Художественная форма — не набор приёмов, а содержательно обусловленная целостность.
Стиль не элемент, а свойство художественной формы, следовательно не локализован. Организующий принцип стиля обнаруживается практически в любом фрагменте текста.
Целостность стиля проявляется в системе стилевых доминант: качественных характеристик стиля.
Соколов: стилевые категории: субъективные\объективны; изображение\экспрессия; тип художественной условности; монументальность\камерность.
Если писатель обращается внимание на статические моменты бытия — описательность. Воспроизведение внешней динамики — сюжетность. Концентрация на внутреннем мире персонажа — психологизм. Эти категории могут сочетаться друг с другом.
В зависимости от типа художественной условности выделяют жизнеподобие (соблюдение известных нам закономерностей) и фантастику.
В области художественной речи можно выделить 3 пары стилевых доминант:
Стих и проза — степень ритмической упорядоченности художественной речи, её темповая организация.
Номинативность (важно прямое значение слова, функция которого — точное обозначение деталей изображенного мира) и риторичность (создание словесно-речевого образа)
Монологизм (единая речевая манера для всех персонажей, включая повествователя) и разноречие
Простая (объединение частей и элементов в одно целое) и сложная (в самом построении элементов художественный смысл) композиция
Объём
Доминанты проявляют себя как тенденции и не носят абсолютного характера.
Стиль и манера — оригинальность по форме и по содержанию vs оригинальность только по форме.
Стиль направления и течения, стиль эпохи.
Индивидуальный авторский стиль в большей или меньшей степени абстракция, т.к. на него влияют род и жанр произведения.
-
Содержание
- Литературоведение в системе других филологических дисциплин
- Основные литературоведческие направления и школы 19 века
- Основные литературоведческие направления и школы 20 века
- Состояние современного литературоведения
- Эстетическое и художественное
- Модусы художественности
- Художественное произведение как целое. Содержание и форма художественного произведения
- «Рама» и «фрагмент»
- Цикл. Цикличность в литературе
- Родовая принадлежность произведения. Эпос.
- Родовая принадлежность произведения. Лирика
- Родовая принадлежность произведения. Драма.
- Понятие «жанр» в литературе. Поэтические и прозаические жанры. «Память жанра»
- Персонаж. Система персонажей.
- Предметный мир художественного произведения
- Время и пространство. Бахтин «о хронотопе»
- Сюжет литературного произведения. Сюжет и композиция. Типы сюжетных конфликтов. Сюжет и фабула
- Мотив: происхождение и значение термина. Типология мотивов
- Психологизм литературных произведений. Своеобразие психологизма в лирике, драме, эпосе. Психологический анализ, внутренний монолог, поток сознания
- Семиотика портрета. Функция портрета в художественном произведении
- Пейзаж. Его функции. Пейзаж и интерьер
- Вещь и деталь в литературном произведении. Виды деталей. Деталь и подробность.
- Современная теория автора. Автор. Образ автора. Реальный, или биографический автор.
- Повествовательная организация текста, образ автора, повествователь, рассказчик.
- Лирический субъект, лирический герой, автор и герой лирики
- Филология как наука (Аверинцев — филология)
- Диалог и монолог как основные формы речевого общения. Жанр диалога. Диалогичность литературы (Бахтин)
- Термин «Точка зрения». Точка зрения, различие литературных родов
- Понятие поэтический словарь. Способы расширения поэтического словаря
- Теория тропов. Метафора, метонимия, эпитеты и другие виды иносказательности на уровне слова
- Функция цитаты в литературном произведении. Понятие интертекстуальности
- Категория стиля в литературоведении. Стилевая доминанта. Стиль как содержательная норма
- Стих. Стихосложение. Стиховедение как наука
- Проза. Разные значения этого понятия. Оппозиция стих-проза
- Традиционные системы стихосложения (силлабическая, тоническая, силлабо-тоническая). Оппозиция стих-проза
- Поэтический синтаксис, понятие фигуры
- Неклассические формы стиха: логаэд, дольник, тактовик, свободный стих, белый стих
- Силлабо-тоническая система стихосложения. Метр и ритм в стиховедении 20 века — Андрей Белый
- Понятие рифмы, классификация рифмы
- Особенности русской метрики. Размеры стиха
- Строфика. Простые и сложные строфы. Твёрдые формы.
- Поэтическая графика. Адресат и читатель
- Творческая история. Канонический текст
- Массовая литература
- Архетип, ритуально-мифологическая школа
- Художественный образ. Эйдос
- Знак. Знак и образ
- Символ в художественном произведении
- Стадиальность развития литературы
- Понятие направления и школы в литературе. Основные лит. Направления
- Литература как вид искусства. Понятие художественной литературы и границы этого термина
- Текстология как наука