Творческая история. Канонический текст
Процесс создания литературного произведения — от замысла к воплощению — называют творческой историей. Методы литературоведения, включающие в себя исторический подход к литературе, предполагают знание основных фактов творческой истории. Биография рассматривается как факт истории, а создание произведения как факт биографии. Знание исторического контекста помогает понять творчество писателя в целом.
Для понимания своеобразия произведения нужно знать традицию, в частности, жанровую. Творческая история — часть генезиса произведения. Творческая история — только работа конкретного автора над данным произведением.
Интерес к личному творчеству выдвигает на первый план творческую индивидуальность. Важное значение этому аспекту исследования придавала биографическое направление. Сент-Бёв призывал найти одно главное звено в жизни писателя и его произведениях, являющееся ключом к их пониманию.
Согласно теории формальной школы произведение является автономным, независимым от биографии автора.
Пиксанов — творческая история — история текста + выявление фактов, имевших непосредственное влияние на писателя и текст. Творческая история — динамика стиля, эволюция образов.
Сравнение разных редакция и вариантов одного произведения проясняет отдельные сцены, эпизоды, действия, причины которых не всегда бывают очевидны.
Воссоздание творческой истории связано с текстологией и опирается на её данные. Текстология занимается историей формирования текста, обосновывая основной текст и сопровождая его необходимым реально-историческим комментарием, представляет его как образец для тиражирования. Творческая история, опираясь на историю текста, даёт историю создания всего произведения в целом. В творческой истории должны присутствовать элементы анализа и обобщения.
Знание творческой истории является критерием объективности прочтения и ориентиром во множестве толкований.
Для творческой истории произведений, основывающихся на реальных факты, важны данные о протосюжетах и прототипах героев.
Для понимания авторского замысла могут иметь значение факты его внешней истории: перепечатывания, цензуры, редакторов и т.д.
Понятие «канонический текст», полагает А.Л.Гришунин, не признается рядом текстологов, т.к. заключает в себе указание на негибкость, жесткость раз навсегда установленного «канона», который практически недостижим; оно неприменимо к средневековым, историческим и фольклорным текстам. Иногда в том же смысле употребляется термин «дефинитивный» (от лат. definitivus – определяющий). Стабильность текста не декларируется, а возникает в результате признания его рядом авторитетных исследователей путем дискуссий и научного рецензирования. Установившийся таким образом текст может быть уточнен при обнаружении новых или более глубоком изучении ранее известных источников. Исправления, вносимые в текст, опираются не на субъективные соображения редактора, а на объективно-научный анализ. Работа редактора документируется и обосновывается в аппарате научного издания и ставится, таким образом, под контроль читателей и критики, которые могут иначе истолковать измененные чтения. Кроме того, «канонический текст» часто заменяют термином «основной текст» (по уже указанной причине).
Канонический текст — текс произведения, принятый текстологами в качестве окончательного варианта для публикации в различных изданиях В тщательно выверенный текст могут быть в дальнейшем внесены изменения.
- Литературоведение в системе других филологических дисциплин
- Основные литературоведческие направления и школы 19 века
- Основные литературоведческие направления и школы 20 века
- Состояние современного литературоведения
- Эстетическое и художественное
- Модусы художественности
- Художественное произведение как целое. Содержание и форма художественного произведения
- «Рама» и «фрагмент»
- Цикл. Цикличность в литературе
- Родовая принадлежность произведения. Эпос.
- Родовая принадлежность произведения. Лирика
- Родовая принадлежность произведения. Драма.
- Понятие «жанр» в литературе. Поэтические и прозаические жанры. «Память жанра»
- Персонаж. Система персонажей.
- Предметный мир художественного произведения
- Время и пространство. Бахтин «о хронотопе»
- Сюжет литературного произведения. Сюжет и композиция. Типы сюжетных конфликтов. Сюжет и фабула
- Мотив: происхождение и значение термина. Типология мотивов
- Психологизм литературных произведений. Своеобразие психологизма в лирике, драме, эпосе. Психологический анализ, внутренний монолог, поток сознания
- Семиотика портрета. Функция портрета в художественном произведении
- Пейзаж. Его функции. Пейзаж и интерьер
- Вещь и деталь в литературном произведении. Виды деталей. Деталь и подробность.
- Современная теория автора. Автор. Образ автора. Реальный, или биографический автор.
- Повествовательная организация текста, образ автора, повествователь, рассказчик.
- Лирический субъект, лирический герой, автор и герой лирики
- Филология как наука (Аверинцев — филология)
- Диалог и монолог как основные формы речевого общения. Жанр диалога. Диалогичность литературы (Бахтин)
- Термин «Точка зрения». Точка зрения, различие литературных родов
- Понятие поэтический словарь. Способы расширения поэтического словаря
- Теория тропов. Метафора, метонимия, эпитеты и другие виды иносказательности на уровне слова
- Функция цитаты в литературном произведении. Понятие интертекстуальности
- Категория стиля в литературоведении. Стилевая доминанта. Стиль как содержательная норма
- Стих. Стихосложение. Стиховедение как наука
- Проза. Разные значения этого понятия. Оппозиция стих-проза
- Традиционные системы стихосложения (силлабическая, тоническая, силлабо-тоническая). Оппозиция стих-проза
- Поэтический синтаксис, понятие фигуры
- Неклассические формы стиха: логаэд, дольник, тактовик, свободный стих, белый стих
- Силлабо-тоническая система стихосложения. Метр и ритм в стиховедении 20 века — Андрей Белый
- Понятие рифмы, классификация рифмы
- Особенности русской метрики. Размеры стиха
- Строфика. Простые и сложные строфы. Твёрдые формы.
- Поэтическая графика. Адресат и читатель
- Творческая история. Канонический текст
- Массовая литература
- Архетип, ритуально-мифологическая школа
- Художественный образ. Эйдос
- Знак. Знак и образ
- Символ в художественном произведении
- Стадиальность развития литературы
- Понятие направления и школы в литературе. Основные лит. Направления
- Литература как вид искусства. Понятие художественной литературы и границы этого термина
- Текстология как наука