Методы обучения
М.Н. Скаткин | И.Я. Лернер |
Информационно – рецептивный | Объяснительно – иллюстративный |
Репродуктивный | Репродуктивный |
Проблемного изложения | Проблемного изложения |
Эвристический | Частично –поисковый |
Исследовательский | Исследовательский |
Репродуктивные методы предполагают изложение учителем и усвоение учеником готовых знаний. К ним относятся два первых метода из приведенной таблицы. Все остальные методы — продуктивные. Они рассчитаны на самостоятельную поисковую деятельность учащихся, которая может проходить в трех направлениях:
1) включение поиска в познавательные и практические задания и задачи (работа с документами, историческими картами, статистическими данными, участие в археологических раскопках);
2) раскрытие учителем познавательного процесса при доказательстве или изложении конкретных положений;
3) организация целостного исследования учащихся под руководством учителя (исследование документов, научной литературы на основе анализа и обобщения фактов).
Рассмотрим более подробно классификацию методов по источникам приобретения знаний. (Ее предложил Л.Л. Вагин, а усовершенствовал ее И.В. Гора.)
Прежде всего, словесный метод. Слово — это древнейший способ общения. Социолог Вильбур Шрамм подсчитал, что 500 млн лет занял у человека переход от устной речи к письменной, 5 тыс. лет — от рукописного письма к печатному станку и 500 лет — от печатного станка к телевидению.
Слово присуще устной речи и письменным текстам. Поэтому данный способ обучения подразделяется на устный и печатно-словесный. Словесный способ применяется в устном обучении, когда учитель и ученики работают совместно и общаются друг с другом при помощи слова. Печатно-словесный способ предполагает использование в обучении печатных (письменных) текстов вместе с устным словом.
Со словом может сочетаться наглядный метод обучения. Метод наглядности предполагает, например, демонстрацию и разбор схем, таблиц, рисунков, исторических карт, применение классной доски и мела, экранных пособий. При любом приеме этот метод состоит из различных элементов. Так, использование исторической картины включает предварительную постановку вопросов, рассматривание и анализ учащимися ее содержания, проведение заключительной беседы.
Практический метод включает в себя действия с учебными предметами. В методике истории это изготовление макетов, моделей, вычерчивание схем.
Таким образом, при всех методах обучения используется устное слово, но в Чистом виде — только при словесном методе. В других методах слово применяется вместе с соответствующими средствами обучения — с письменными источниками, учебными и наглядными пособиями.
Многообразие приемов
Приемы как виды деятельности. Составной частью методов являются приемы учебной деятельности учителя и учащихся. Такой точки зрения, в частности, придерживается дидакт М.И. Махмутов. Методические приемы представляют собой совокупность приемов преподавания, т.е. способов деятельности учителя и адекватных им приемов деятельности учащихся.
Под приемами понимают действия с предметами, а также словесные или письменно графические действия. Сам прием можно видеть или слышать. Таким образом, методические приемы — это действия, направленные на решение конкретной задачи. Это способы работы, которые выполняются для достижения конкретных результатов и которые можно выразить в виде перечня действий. Приемы работы (учения) учащихся зависят от приемов деятельности учителя.
К письменно-графическим приемам относятся составление календарей событий, таблиц, словарей новых слов, планов, логических схем, выполнение рисунков, заполнение контурных карт. Существуют приемы работы с учебником, с различными печатно-словесными текстами. Например, учащиеся анализируют документы в хрестоматии или в учебнике, составляя синхронистическую таблицу. Усвоение материала начинается с восприятия, осознания и запоминания. Для усвоения действия ученик должен его еще несколько раз воспроизвести. Таким образом он получит готовые знания, но для творческого применения полученных знаний он должен суметь перенести их в другую ситуацию, по -другому увидеть явление, проблему. Проблемой называют такой вопрос, ответ на который требует творческого поиска, т.к. сам ответ или способ решения еще неизвестен. Проблема с указанием исходных данных становится проблемной задачей.
Отработка учебного материала осуществляется активнее и эффективнее там, где во главу угла поставлен продуктивный анализ и синтез исторических факторов, событий, личностей, основанный на проблемном методе обучения. Для понимания метода необходимы исходные данные, то есть выяснение его ключевых понятий.
Проблема — «сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения исследования... о том, что трудно разрешить, осуществить»1.
Проблемный — «содержащий, заключающий в себе проблему»2.
Проблематический (проблематичный) — «предположительный, недоказанный, являющийся еще проблемой»3. Исходя из приведенной терминологии, но уже в ее диалектической взаимосвязи проблемный метод обучения есть совокупность действий, приемов, направленных на усвоение знаний через активную мыслительную деятельность, включающую постановку и решение продуктивно-познавательных вопросов и задач, содержащих противоречия (учебные или реальные), способствующих успешной реализации целей учебно-воспитательного процесса.
Использование проблемного метода обучения привело к выработке устойчивой рабочей терминологии: «проблемный вопрос», «проблемная задача», «проблемная ситуация».
- Оглавление
- Методика преподавания правовых дисциплин как педагогическая наука
- Методы и методические приемы обучения правовым дисциплинам
- Методы обучения
- Организация и методика правового обучения в учебных заведениях начального, среднего и высшего профессионального образования
- Понятие, цели, содержание и формы правового обучения и воспитания
- Формирование готовности к творческому применению правовых знаний и умений.
- Методические основы правового воспитания обучающихся различных образовательных учреждений. Значение правового образования и воспитания
- Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе