logo
МПП_ГАК

Методы обучения

М.Н. Скаткин

И.Я. Лернер

Информационно – рецептивный

Объяснительно – иллюстративный

Репродуктивный

Репродуктивный

Проблемного изложения

Проблемного изложения

Эвристический

Частично –поисковый

Исследовательский

Исследовательский

Репродуктивные методы предполагают изложение учителем и усвоение учеником готовых знаний. К ним относятся два первых метода из приведенной таблицы. Все остальные методы — про­дуктивные. Они рассчитаны на самостоятельную поисковую дея­тельность учащихся, которая может проходить в трех направле­ниях:

1) включение поиска в познавательные и практические за­дания и задачи (работа с документами, историческими картами, статистическими данными, участие в археологических раскопках);

2) раскрытие учителем познавательного процесса при доказатель­стве или изложении конкретных положений;

3) организация це­лостного исследования учащихся под руководством учителя (ис­следование документов, научной литературы на основе анализа и обобщения фактов).

Рассмотрим более подробно классификацию методов по источ­никам приобретения знаний. (Ее предложил Л.Л. Вагин, а усовер­шенствовал ее И.В. Гора.)

Прежде всего, словесный метод. Слово — это древнейший спо­соб общения. Социолог Вильбур Шрамм подсчитал, что 500 млн лет занял у человека переход от устной речи к письменной, 5 тыс. лет — от рукописного письма к печатному станку и 500 лет — от печатного станка к телевидению.

Слово присуще устной речи и письменным текстам. Поэтому данный способ обучения подразделяется на устный и печатно-словесный. Словесный способ применяется в устном обучении, когда учитель и ученики работают совместно и общаются друг с другом при помощи слова. Печатно-словесный способ предпола­гает использование в обучении печатных (письменных) текстов вместе с устным словом.

Со словом может сочетаться наглядный метод обучения. Ме­тод наглядности предполагает, например, демонстрацию и разбор схем, таблиц, рисунков, исторических карт, применение классной доски и мела, экранных пособий. При любом приеме этот метод состоит из различных элементов. Так, использование историчес­кой картины включает предварительную постановку вопросов, рассматривание и анализ учащимися ее содержания, проведение заключительной беседы.

Практический метод включает в себя действия с учебными предметами. В методике истории это изготовление макетов, моде­лей, вычерчивание схем.

Таким образом, при всех методах обучения используется устное слово, но в Чистом виде — только при словесном методе. В других методах слово применяется вместе с соответствующими средства­ми обучения — с письменными источниками, учебными и нагляд­ными пособиями.

Многообразие приемов

Приемы как виды деятельности. Составной частью методов являются приемы учебной деятельности учителя и учащихся. Та­кой точки зрения, в частности, придерживается дидакт М.И. Махмутов. Методические приемы представляют собой совокупность приемов преподавания, т.е. способов деятельности учителя и адек­ватных им приемов деятельности учащихся.

Под приемами понимают действия с предметами, а также словесные или письменно графические действия. Сам прием можно видеть или слышать. Таким образом, методические приемы — это действия, направленные на решение конкретной задачи. Это способы работы, которые выполняются для достижения конкретных результатов и которые можно выразить в виде перечня действий. Приемы работы (учения) учащихся зависят от приемов деятель­ности учителя.

К письменно-графическим приемам относятся составление календарей событий, таблиц, словарей новых слов, планов, логи­ческих схем, выполнение рисунков, заполнение контурных карт. Существуют приемы работы с учебником, с различными печатно-словесными текстами. Например, учащиеся анализируют докумен­ты в хрестоматии или в учебнике, составляя синхронистическую таблицу. Усвоение материала начинается с восприятия, осознания и запоминания. Для усвоения действия ученик должен его еще несколько раз воспроизвести. Таким образом он получит готовые знания, но для творческого применения полученных знаний он должен суметь перенести их в другую ситуацию, по -другому увидеть явление, проблему. Проблемой называют такой вопрос, ответ на который требует творческого поиска, т.к. сам ответ или способ решения еще неизвестен. Проблема с указанием исходных данных становится проблемной задачей.

Отработка учебного материала осуществляется активнее и эффективнее там, где во главу угла поставлен продуктивный анализ и синтез исторических факторов, событий, личностей, основанный на проблемном методе обучения. Для понимания метода необходимы исходные данные, то есть выяснение его ключевых понятий.

Проблема«сложный теоретический или практический во­прос, требующий решения исследования... о том, что трудно разрешить, осуществить»1.

Проблемный«содержащий, заключающий в себе пробле­му»2.

Проблематический (проблематичный) — «предположи­тельный, недоказанный, являющийся еще проблемой»3. Исходя из приведенной терминологии, но уже в ее диалек­тической взаимосвязи проблемный метод обучения есть совокупность действий, приемов, направленных на усвоение знаний через активную мыслительную деятельность, включаю­щую постановку и решение продуктивно-познавательных вопро­сов и задач, содержащих противоречия (учебные или реальные), способствующих успешной реализации целей учебно-воспита­тельного процесса.

Использование проблемного метода обучения привело к выработке устойчивой рабочей терминологии: «проблемный вопрос», «проблемная задача», «проблемная ситуация».