Методы и методические приемы обучения правовым дисциплинам
«Методы школьного обучения — это способы, посредством которых на основе глубокой мыслительной деятельности учитель преподает, а учащиеся усваивают и применяют на практике научные знания, коммунистические взгляды и убеждения, разнообразные умения и навыки умственного и физического труда, развивают в себе под руководством учителя познавательные и творческие способности» (Гора П. В. Методические приемы и средства наглядного обучения истории в средней школе: Пособие для учителей. — М., 1971. — С. 17
Метод обучения – это взаимодействие учителя и учащихся, при котором учитель системой последовательных и упорядоченных действий организует с помощью различных средств (словесных, наглядных) и форм (рассказ, беседа, экскурсия, лабораторная работа) практическую, познавательную деятельность учащихся по усвоению учебного материала, воплощающего элементы содержания образования и их сочетания. Ведущими методами при изучении правовых курсов являются объяснительно-иллюстративный, исследовательский, эвристический, метод проблемного изложения, частично-поисковый. Использование всех этих методов призвано прежде всего обеспечить главную цель получения правовых знаний в общеобразовательной школе – правовое воспитание и формирование правовой культуры.
Методы обучения, или способы учебной деятельности. Методы обучения — это способы организации учебного материала и взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся в процессе обучения. Как говорил известный педагог М.Н. Скаткин, метод — это путь, которым учитель ведет ученика от незнания к знанию, от неумения к умению, путь развития его умственных сил. Методы дают ответ на вопрос, как учить. Любой метод обучения предполагает цель и систему действий, средства обучения по ее достижению, намеченный результат. Объектом и субъектом метода обучения является ученик.
Очень редко бывает использование какого-либо одного метода в чистом виде. Обычно преподаватель в своей работе сочетает различные методы обучения. Применяют методы в чистом виде лишь в специально спланированных учебных или исследовательских целях.
Классификация методов. Существуют различные основы для классификации методов. Например, в 60-е гг. были выделены методы на основе логических операций — индуктивный (от фактов — к теоретическим выводам), аналитический и др.; по дидактическим целям — методы изучения материала, закрепления, проверки знаний. В обучении истории дидакты и методисты чаще всего характеризуют методы по источникам знаний (словесные, наглядные, практические) и по степени самостоятельности познавательной деятельности учащихся. Дидакты М.Н. Скаткин и И.Я. Лернер разработали классификации методов с учетом уровней познавательной деятельности учащихся и возрастанием их самостоятельности. Приведем их в сравнении.
- Оглавление
- Методика преподавания правовых дисциплин как педагогическая наука
- Методы и методические приемы обучения правовым дисциплинам
- Методы обучения
- Организация и методика правового обучения в учебных заведениях начального, среднего и высшего профессионального образования
- Понятие, цели, содержание и формы правового обучения и воспитания
- Формирование готовности к творческому применению правовых знаний и умений.
- Методические основы правового воспитания обучающихся различных образовательных учреждений. Значение правового образования и воспитания
- Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе