Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе
Из курса педагогики известно, что большую роль в обучении играет принцип наглядности. В современном правовом обучении используют различные виды наглядности. Это важные средства обучения праву, связанные с визуальным (зрительным) и аудиальным (слуховым) восприятием информации.
Наглядность – «один из принципов обучения, основанный на показе конкретных предметов, процессов, явлений» (Словарь русского языка).
Средства - «предметы, приспособления или совокупность их, необходимые для осуществления чего-либо». Таким образом, под средствами наглядности в широком смысле подразумевается все то, что можно воспринимать посредством зрения (изображения на экране, макеты, картины и т. п.), слуха (звукозаписи), других органов чувств. В современной дидактике принято различать наглядность
внутреннюю, или словесно-образную (литературные образы, примеры из жизни и т. п.), и
внешнюю, или предметную (графические средства наглядности, натуральные предметы и их изображения и т. п.).
По форме внешнего выражения классифицируют наглядные средства следующим образом:
1. звуковые средства
2. экранные средства
3. печатные средства
По юридическому содержанию наглядность подразделяют на:
условно-графическую (символическая и схематическая);
технические средства обучения
предметную наглядность (обеспечивается экскурсиями в суд и т.п.)
изобразительную наглядность (учебные картины, модели)
Применение наглядных средств и методика работы с ними.
При использовании наглядности учитель должен соблюдать следующие правила:
Обилие наглядности вредно также как и ее полное отсутствие.
Наглядность должна появляться в тот момент урока, когда ученики изучают вопрос в ней отраженный.
Наглядность должна соответствовать возрастным особенностям учащихся.
Должна использоваться в сочетании с другими приемами и методами обучения.
ТСО и /или ЭТСО.
Средства ИКТ и их характеристика
Сегодня в России идет процесс формирования информационного общества, в котором главными продуктами производства являются информация и знание. Стремительный рост объема информации, в том числе и в сфере образования, создает проблему ее отслеживания. У человека все меньше времени, чтобы углубиться в изучение какого-либо вопроса. Избыток имеющейся информации в совокупности с неумением с ней работать - преграда для перехода какой-либо информации в собственное знание. Работа с большими объемами информации невозможна без использования информационно-коммуникационных технологий, базой для которых является использование компьютера]. Информатизация образования подразумевает интеграцию ИКТ с системой организации обучения, с реальным учебным процессом. Процесс информатизации образования в настоящее время затронул практически все сферы деятельности школы. Применение средств ИКТ в школе позволяет качественно изменить деятельность всех участников образовательного процесса, а уровень применения средств ИКТ в педагогической деятельности является одним из важных показателей интеллектуального и научного развития страны.
Под информационными технологиями будем понимать совокупность методов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающих сбор, обработку, хранение и отображение информации с целью снижения трудоемкости ее использования, а также для повышения ее надежности и оперативности. Из коммуникационных технологий нас будут интересовать компьютерные коммуникации, основанные на использовании локальных, региональных и других компьютерных сетей, обеспечивающих процесс передачи знания. ИКТ представляют собой объединение информационного и коммуникационного компонента – это технологии ввода, обработки, хранения, вывода, поиска информации в компьютерных сетях. Информационные технологии обучения – это педагогические технологии, использующие специальные способы, программные и технические средства для работы с информацией.
Применение ИКТ в практической деятельности осуществляется через средства ИКТ. К этим средствам относят: ЭВМ, ПЭВМ, средства связи, устройства ввода, вывода информации, системы искусственного интеллекта, инструментальные и прикладные средства и системы, реализующие потенциал технологии: мультимедиа (компьютерные системы с интегрированной поддержкой звукозаписей и видеозаписей), телекоммуникация (передача произвольной информации на расстояние с помощью технических средств), виртуальная реальность (иначе виртуальные миры - миры, существующие только в воображении человека). Средства ИКТ позволяют трансформировать информацию и осуществлять ее обмен, обеспечивают операции по сбору, продуцированию, обработке, передаче информации, а также возможность доступа к информационным ресурсам локальных и глобальных компьютерных сетей. Средства ИКТ совместно с учебно-методическими, нормативно-техническими и организационными инструктивными материалами, обеспечивающими реализацию оптимальной технологии их психолого-педагогически значимого использования, образуют средства ИКТ образовательного назначения.
Варианты использования ИКТ в процессе обучения.
Компьютер может использоваться в учебном процессе в следующих целях:
обучение предмету, самообучению;
контроля и повторения знаний;
развития и закрепления навыков;
творчества учащихся;
моделирования процессов и явлений;
накопления и анализа данных об успеваемости, посещаемости и поведения учащихся;
организация досуга и игр;
самоконтроля и т.д.
Отметим несколько вариантов использования ИКТ в процессе обучения:
создание дидактического материала для урока;
использование программного обеспечения непосредственно на уроке:
применение готового программного обеспечения по праву;
применение программного обеспечения, разработанного самим учителем и учениками с использованием редактора презентаций;
использование электронных таблиц;
участие в дистанционных олимпиадах;
использование ресурсов Internet;
использование тестирования.
Формы и место использования компьютеров на уроке зависят от цели, которую ставит учитель, от содержания данного урока. Можно выделить наиболее эффективные приемы:
при проведении устного опроса; дает возможность оперативного предъявить задания и корректировать результат их выполнения;
при изучении нового материала, позволяет иллюстрировать его разнообразными наглядными средствами;
при проверке фронтальных самостоятельных работ; обеспечивает быстрый контроль результатов;
при решении задач обучающего характера, помогает выполнить рисунок, составить план работы, контролировать промежуточные и окончательные результаты работы по плану.
Итак, применение ИКТ на практике невозможно представить без соответствующего программного обеспечения. Условно программное обеспечение можно классифицировать так:
обучающие программы;
контролирующие программы;
инструментальные программы
Психологические особенности использования ИКТ в обучении.
Часто встречается ситуация, когда урок проходит с использованием средств ИКТ, но результативность обучения от этого не увеличивается. Это может быть связано с незнанием или пренебрежением психологическими особенностями применения технических средств обучения.
Процесс восприятия информации, главным образом, обеспечивают зрение и слух. Из психологии известно, что зрительные анализаторы обладают более высокой пропускной способностью, чем слуховые. Глаз способен воспринимать миллионы бит в секунду, ухо -только десятки тысяч. Информация, воспринятая зрительно, более осмыслена, лучше сохраняется в памяти. Большинство людей запоминают 5 % услышанного и 20 % увиденного. Одновременное использование аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость до 40 - 50 %. Мультимедиа сочетает все известные способы представления информации, поэтому применение мультимедийных средств способствует запоминанию информации.
В настоящее время повышение качества обучения не возможно без внедрения компьютеров в учебный процесс. Нужно отметить, что работа учителя в новых условиях усложняется и требует более высокой квалификации, чем проведение традиционного урока в классе. Это связано с тем, что информация должна быть учебной, специальным образом отобранной, обработанной, помещенной в некоторую программную среду и только затем предоставленной обучаемому. Учебный материал, поддержанный компьютерной программой, позволяет сконцентрировать внимание учащихся, а также повысить их интерес к изучаемой теме.
Используя ИКТ, необходимо учитывать следующие психологические особенности внимания. Сосредоточенность внимания - удержание внимания на одном объекте. Устойчивость внимания, которая даже при активной работе с изучаемым объектом может сохраняться у учеников 15 - 20 минут, а потом требуется переключение внимания, краткий отдых. Объем внимания - количество объектов, символов, воспринимаемых одновременно с достаточной ясностью, что в норме составляет 7 ± 2. Распределение внимания - одновременное внимание к нескольким объектам и одновременное полное их восприятие. У детей оно развито не достаточно хорошо, поэтому при подготовке экранных пособий используется принцип «фон и фигура», когда изучаемый объект выделяется крупнее всего, что изображено на экране, чтобы усилить внимание к нему. Переключение внимания - перемещение внимания с одного объекта на другой. Технические средства позволяют давать информацию в нужной последовательности и в нужных пропорциях, акцентируя внимание на тех частях объекта, которые на данный момент являются предметом обсуждения.
Дидактические основы применения ИКТ в обучении
Для того чтобы успешно проводить уроки и другие занятия с использованием информационно-коммуникационных технологий, необходимо знать дидактические основы применения ИКТ в образовании.
Формы и место применения новых информационных технологий в процессе обучения разнообразны.
Электронные и информационные ресурсы могут быть использованы в качестве учебно-методического сопровождения учебных дисциплин. Учитель может применять различные образовательные средства ИКТ при подготовке к уроку (изготовление карточек и другого раздаточного материала); непосредственно на уроке (при объяснении нового материала, для закрепления усвоенных знаний, в процессе контроля знаний). Использование ИТ в классе во время урока является наиболее сложным и ответственным делом. Это связано с уже существующей, оформившейся технологией проведения урока, высокими требованиями к эффективному использованию учебного времени на уроке, к надежности работы оборудования и программного обеспечения. ИКТ применяются также для организации самостоятельного изучения учащимися дополнительного материала и т.д. Например, электронные и информационные ресурсы с текстовой информацией могут быть использованы при объяснении нового материала, в качестве основы для подготовки дифференцированного раздаточного материала на уроке. Ресурсы с визуальной, аудио- информацией могут включаться в объяснение учителя на уроке, а также использоваться при организации самостоятельной работы учащихся. Компьютерные тесты и тестовые задания могут применяться для осуществления различных видов контроля и оценки знаний.
Итак, сегодня имеется ряд отработанных моделей использования ИКТ на уроках обществознания (права):
демонстрация компьютерной программы подготовленной учителем или учеником, что обеспечивает высокий уровень наглядности;
тестирование - с вводом или выбором ответа, при этом обеспечивается быстрая, безошибочная аттестация учащихся по темам;
отработка общеучебных навыков с помощью компьютерного тренажера.
Однако в настоящее время на уроках обществознания (права) не так уж часто используются информационные технологии. Одной из причин этого является недостаток программно-методических комплексов, включающих в себя компьютерную программу, пособие для учителя, которое содержит описание не только технических возможностей программы, но и поурочную разработку той или иной темы.
На данный момент существует нехватка качественных отечественных программных продуктов (речь идет о компакт-дисках, имеющихся в свободной продаже). Вместе с ними пользователь получает в лучшем случае лишь описание содержания, инструкцию по эксплуатации. Ему предоставляется самостоятельно продумать как и где их применять, что требует дополнительных затрат времени и наличие опыта.
Внедрение ИКТ в образовательный процесс школы существенно меняет характер взаимодействия между учителем и учеником, ориентируя последнего на активное самостоятельное освоение знаний с помощью информационно-коммуникационных технологий. Компьютер не может полностью заменить учителя, он лишь способен исполнять некоторые функции, ранее присущие только преподавателю: анализировать действия учащегося и выдавать подсказку, задавать вопросы и оценивать ответ, отвечать на вопросы, раскрывать те или иные темы предметной области, в том числе вариативно. Конечно, же, круг вопросов и тем, и даже число вариаций, определено заранее. Специалист же ответит на любой вопрос, в том числе и неудачно сформулированный, причем ответ буден дан в формулировке, соответствующей возможностям ученика, с учетом многих внешних обстоятельств и факторов его личности.
Деятельность педагога в новых условиях направлена не на воспроизводство информации а на оказание поддержки, сопровождения и наставления обучающегося в образовательном процессе. Новыми задачами преподавателя становятся контроль за ходом учебы, осуществление обратной связи в процессе выполнения заданий, консультирование обучающихся, развитие интеллектуальных и коммуникативных навыков, самостоятельности в обучении. Использование информационных технологий в обучении праву позволяет создать условия для самостоятельного приобретения учащимся знаний за счет:
наглядности, создаваемой компьютером;
реализации методики проблемного обучения с использованием ученических программ;
автоматизации контроля результатов обучения, что позволяет индивидуально каждому ученику иметь полную и объективную информацию о ходе процесса освоения знаний в реальном временном масштабе (т. е. о его достижениях в ходе занятия);
технических возможностей компьютера как дидактического средства обучения, позволяющего обеспечить эффективную реализацию развивающего обучения;
развития способностей к творчеству и формирования психологической готовности к самореализации.
Достоинства и недостатки использования ИКТ
Выделим основные достоинства и недостатки при использовании информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения праву. Среди достоинств применения ИКТ можно выделить следующие:
использование ИКТ способствует активизации познавательной деятельности, усилению мотивации ученика (за счет работы с компьютером, проектором и др.);
интерактивность, возможность построить обучение в режиме диалога;
компьютер позволяет реализовать индивидуализированное обучение. Каждый ученик выполняет работу в своем ритме, учащиеся выполняют разный объем заданий в зависимости от своих возможностей;
обучение становится более наглядно, за счет графического представления информации, использования мультимедиа;
экономия времени на уроке;
ИКТ необходимы для формирования полного образа понятия (этому способствует визуализация информации);
с помощью ИКТ создают динамические модели изучаемых явлений, что способствует более полному выявлению свойств этих явлений;
быстрая обратная связь, контроль учебного процесса со стороны обучаемого. Ученик видит свой результат сразу после выполнения задания, а не по прошествии какого-либо времени, когда для него оценка теряет свою актуальность ;
развитие дивергентного мышления (или креативности);
выставление оценки всегда объективно и не зависит от личного отношения преподавателя и ученика.
Компьютер обеспечивает быстрое усвоение школьной программы, расширяет кругозор, учит пользоваться энциклопедическими изданиями. Ребенок располагает средствами доступа к обширной информации об интеллектуальном, культурном опыте человечества.
К недостаткам применения ИКТ в обучении можно отнести:
дорогостоящее оборудование, литература;
большие временные затраты при подготовке материала
необходимость в поддержке специалистов;
негативное влияние на работоспособность, самочувствие и работоспособность ученика;
высокие нагрузки (умственные, зрительные, нервно-эмоциональные);
организационно-технические проблемы и др.
Медицинские ограничения по взаимодействию ребенка с компьютером связаны с возможным негативным влиянием на зрение, на осанку, на общее здоровье, реагирующее на некоторые виды излучений от экрана и корпуса, с развитие гиподинамических процессов.
1 Словарь русского языка. — Т. 3. — С. 464.
2 Там же
3 Там же
- Оглавление
- Методика преподавания правовых дисциплин как педагогическая наука
- Методы и методические приемы обучения правовым дисциплинам
- Методы обучения
- Организация и методика правового обучения в учебных заведениях начального, среднего и высшего профессионального образования
- Понятие, цели, содержание и формы правового обучения и воспитания
- Формирование готовности к творческому применению правовых знаний и умений.
- Методические основы правового воспитания обучающихся различных образовательных учреждений. Значение правового образования и воспитания
- Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе