logo
Раздел 9new Риторика

4 Коммуникативность

Важное средство ораторской речи – коммуникативность (или чувство аудитории) – умение общаться с ней. Коммуникативность проявляется в том, что у слушателя возникает чувство живого общения с говорящим. Этого можно достичь при помощи 3 средств:

Если раньше речь звучала как хорошо отрепетированная, театральная, то сейчас главное – добиться естественности и непринужденности общения за счет разговорности речи. К тому же естественность и непринужденность – свидетельство дружелюбного настроя оратора. И здесь необходимо следовать следующим рекомендациям:

К обязательным условиям создания коммуникативности не относится отказ от чтения вслух заранее заготовленного текста.

Зрительный контакт предполагает контроль людей за взглядом собеседника во время речи. Необходимо смотреть в глаза слушателя, переводя взгляд от одного к другому, и читать реакцию по глазам. Около 25% информации в публичной речи передается через зрительный канал.

Голосовой контакт предполагает, что голос выступающего должен быть энергичным, в нем должен быть напор, усилие, некоторый призыв следовать за мыслью. Слушатели обычно хотят также, чтобы оратор формулировал для них главную мысль. Интонация не должна быть монотонной. Интонация, не соответствующая содержанию речи, раздражает слушателей и вызывает недоверие к словам. Темп должен быть средним, а больших пауз следует избегать.

Коммуникативные качества речи обеспечивают незатруднённое и целесообразное общение людей друг с другом. К их числу относят следующие:

Кроме вышесказанного следует отметить, что яркая индивидуальность оратора повышает эффективность его речевого воздействия на аудиторию.

Yandex.RTB R-A-252273-3