2 Цель и виды публичной речи
Первая классификация речей по цели была предложена Аристотелем в его знаменитой «Риторике». Кроме цели в ней учитывались время и место общения. По этим признакам Аристотель выделил речи совещательные, судебные и эпидейктические. При этом совещательная речь, как он считал, обращена в будущее, выступает в форме совета и ставит целью склонить к совершению определённого действия; судебная речь обращена в прошлое и ставит целью убедить в виновности или невиновности подсудимого; эпидейктическая речь обращена к настоящему и ставит целью похвалить или поругать человека. К последней группе относится академическое, духовное, военное и др. виды красноречия.
Отечественная традиция академического красноречия сформировалась в недрах гомилетики, лежащей в основе христианства. Русский речевой идеал предполагает установку на «другого», гармонизирующее диалогическое взаимодействие оратора и аудитории.
Принято делить речи (публичные выступления) на виды в зависимости от цели, которую ставит перед собой оратор. Речи бывают:
информационные (сообщение, передача информации, побуждение любознательности, отсутствие спорных моментов); информационный жанр используется в докладе, лекции, монологе учителя, в рассказе;
убеждающие (склонить слушателя к определенной точке зрения при наличии спорных моментов); выступления в научных и политических дискуссиях;
побуждающие к действию (агитационные);
воодушевляющие (цель – вселить в людей бодрость, желание жить);
сокровенные (исповедь);
развлекающие (анекдоты, тосты);
протокольно-ритуальные
В зависимости от социально-функционального назначения речи риторика может быть:
судебной – прокурорская, адвокатская речь;
социально-политической – доклады на социально-политические и политико-экономические темы, политическая, дипломатическая, парламентская, митинговая речь;
академической – вузовская лекция, научный доклад, научный обзор, научное сообщение;
социально-бытовой – юбилейная или поминальная речь, комплимент;
богословско-церковной – проповедь, речь на соборе;
торговой (деловой) – реклама;
военной – приказ, призыв, воодушевление, выступление на военно-политическую тему и т.д.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- 1 Риторика в современном мире
- 2 Цель и виды публичной речи
- 3 Ораторский этос: говорящий и аудитория
- 4 Коммуникативность
- 5 Ораторский пафос: эмоциональные аргументы публичной речи
- 6 Ораторский логос: логические аргументы публичной речи
- 7 Изобретение: выбор темы речи
- 8. Изобретение: работа над материалами к публичному выступлению
- 10 Расположение: виды и приёмы вступления
- 11 Расположение: изложение, его виды
- 14 Выражение: стиль и слог оратора
- 15 Выражение: риторические тропы
- 16 Выражение: риторические фигуры
- 17 Произнесение: жесты и мимика
- 18 Произнесение: голос оратора
- 19 Культура спора
- 20 Логические и психологические аспекты спора
- Литература