logo
Раздел 9new Риторика

5 Ораторский пафос: эмоциональные аргументы публичной речи

Существуют три основных способа воздействия на личность: убеждение, внушение и принуждение.

Убеждение – это изменение точки зрения собеседника путем приведения аргументов. Это могут быть как логические, так и психологические (эмоциональные) аргументы.

Внушение – это форма речевого воздействия без аргументов, именуемая также суггестией. Внушаемый прямо заимствует чужое мнение, воспринимая его некритически. Условия для внушения создает внушающий. Внушение может осуществляться за счет давления престижа, за счет эмоционального давления говорящего (чему особенно подвержены женщины и дети), за счет соответствия мнения ожиданиям.

Принуждение – это способ заставить человека поступить вопреки его желанию под угрозой неблагоприятных для него последствий. Механизм принуждения может быть чисто речевым (угрозы, запугивания), а может включать неречевые элементы. Принуждение должно быть исключено из публичного выступления.

Риторический пафос – это соединение общего пафоса с ораторской позицией. Виды пафоса:

Каждый из этих видов пафоса может быть обращен как во благо, так и использован злыми силами. Все зависит от целей человека, от его действий.

Пафос – это условие психологического и эмоционального воздействия на человека, и такое воздействие осуществляется при помощи психологических аргументов. Поль Сопер выделяет следующие эмоциональные (или психологические) интересы, на которых и строятся аргументы:

Психологи доказали, что на процесс убеждения сильное влияние оказывает эмоциональное состояние слушателя, его субъективное отношение к предмету речи. При выступлении в современной массовой аудитории в речи оратора должна преобладать эмоциональность. Используя психологические доводы, не следует забывать, что риторическая этика запрещает говорящему обращаться к наиболее низменным чувствам, а также к эмоциям, которые способны породить открытые общественные конфликты. Живой и активный отклик аудитории на речь оратора обеспечивается эмоциональностью и конкретностью изложения.

Yandex.RTB R-A-252273-3