28. Общие особенности подготовки публичного выступления. Вступление, его виды и функции. Приёмы привлечения внимания аудитории.
Публичная речь – это речь, обращенная к некоторому множеству слушателей и не опосредованная использованием технических каналов (устное выступление перед публикой).
Стратегический этап ораторской деятельности.
Подготовка устного выступления.
-
Продумывание собственного внешнего облика оратора.
-
Подготовка текста речи:
2.1) Работа над фактами и теоретическим материалом.
- отбор фактов
-работа с источником
2.2) Редактирование текста. Логика, композиционное единство речи, ее целостность, обозримость, гармоничность.
2.3) Способы выступления. Репетиция речи.
-
Ознакомление с условиями, в которых будет проходить публичное выступление. Психологическая подготовка.
1)_Продумывание внешнего облика оратора.
Хорошая речь примерно на 25% воспринимается чисто зрительным путём. Слушатели присматриваются к оратору: как он стоит, какое у него выражение лица, какая походка, что он делает руками. Выступать публично – это значит дать слушателю возможность познакомиться с собой.
Когда придёт время взять слово, оратор должен быть уверен, что его внешний вид отвечает требованиям слушателей и обстановки.
Неопрятность здесь может дорого обойтись. Но не допускайте эксцентричности в одежде: и без того все взоры будут устремлены на вас. Ничто не должно связывать свободу движений.
Скромность в одежде предпочтительнее назойливого шика.
2.1) Работа над фактами и теоретическим материалом.
Предварительно составляется план выступления, затем речь насыщается фактами. Требования к отбору фактов:
- они должны быть достоверны и точны
- подчинены общей идеи выступления
- необходимо отбирать только важные и существенные факты
- важно личное, эмоциональное отношение к фактам
- необходимо грамотно истолковывать факты
Работа с источниками.
Устное общение, работа с теоретическими источниками: документами, монографиями.
- при первом знакомстве с литературой необходимо читать текст без предубеждения, критики
- читать с максимальной пользой, оценивая литературу
- обязательно вести записи
- читать больше, чем практически нужно по этой теме с тем, чтобы создать «резервные знания»
- необходимо умело пользоваться цитатами. Яркая цитата позволяет избежать однообразия речи и снять утомление. При использовании цитаты необходимо избегать ее искажения, использовать доступные и понятные цитаты, помнить об уместности цитат.
2.2) Редактирование текста.
Способы написания текста:
- пишется полный текст выступления
- написать речь в виде подробного логического плана
- пишется краткий план
- вообще не писать никакого текста
Редактирование текста предполагает также знакомство с логико-композиционным структурированием текста. Пренебрежение признаками смысловых связей приводит к нарушению логики изложения информации. Показатели формообразующих свойств текста:
- дискретность – способность текста делится на смысловые блоки, кол- во которых определяется объемом оперативной памяти адресата
(слушателя).
- линейность текста – последовательное развертывание его компонентов во времени
- связанность – соединение отдельных высказываний общим замыслом Недостатки логико-композиционного построения текста
- композиционная рыхлость – низкая информативность, низкая концентрация смыслового содержания
- стремление охватить слишком большой круг проблем, что неизбежно ведет к поверхности изложения
- неумение распорядиться отведенным временем
- неумение организовать материал с учетом обстановки, целей, аудитории
- недостаточная последовательность изложения, отсутствие логических мостов
2.3) Способы выступления:
- чтение текста речи
- воспроизведение текста по памяти, но с чтением отдельных фрагментов
- сводная импровизация.
Читают такие речи, от текста которых нельзя отступать: дипломатические речи, торжественные приветствия, доклады официального содержания. Что делать, если забыли текст выступления:
- превратить последнее слово последней фразы в начало другой фразы
- создать мнемоническую фразу, состоящую из ключевых слов основных смысловых блоков
- необходимо при запоминании текста опираться на 3 закона запоминания: впечатление, повторение, ассоциация: впечатление – создать наиболее сильное впечатление от прочитанного текста повторение – повторять новый материал только через 8 часов после запоминания ассоциация – связывать с ассоциациями, которые вам близки.
3)_ Ознакомление с условиями, в которых будет проходить публичное выступление. Психологическая подготовка.
Большое значение имеет предварительное знакомство с составом аудитории. Готовясь к выступлению, лектору следует узнать, кто придет его слушать (взрослые или дети, молодые или пожилые, образованные или нет, направление их образования - гуманитарное или техническое; преимущественно женский или мужской состав аудитории, ее национальные и религиозные особенности). Это очень важно для определения не только содержательной стороны выступления, но и его стиля, степени популярности изложения, выбора лексико-фразеологических средств и ораторских приемов воздействия на слушателей.
Перед тем, как выступить, следует ознакомиться с условиями помещения. Если речь произносится с эстрады, или нет специально отведённого места для оратора, необходимо тщательно выбрать место, с какого говорить. Лучше всего говорить, находясь посередине, в нескольких метрах (2-3) от первого рада и поодаль от стены. Если эстрада слишком велика и отделена от слушателей или аудитория сравнительно невелика, рекомендуется говорить, находясь на уровне слушателей. Это окажет вам неоценимую услугу в создании более интимной и располагающей обстановки.
Не суетитесь. Спокойно направляйтесь к избранному месту. Не перебирайте на ходу ваши заметки, не застёгивайте пуговицы и т.п. – обо всём этом надо думать заранее.
Не начинайте речь, пока не займёте удобное и устойчивое положение.
Не смотрите вниз и тем более не смотрите сразу в свои записи.
Как только займёте своё место, обратитесь к президиуму и затем к слушателям. Изберите какую-нибудь приятную форму обращения.
В присутствии почётного гостя можно обратиться к нему, называя его по имени.
В процессе подготовки к выступлению рекомендуется прорепетировать его, посмотреть на себя в зеркало, обратив внимание на привычные для нас непроизвольные движения, сопровождающие речь (манеризмы: отбрасывание волос со лба, почесывание затылка, покачивание, движение плечами, жестикуляция и т.д.). Поза, жесты, выражение лица оратора должны усиливать эмоциональность его речи и иметь собственный смысл. Есть целая наука о символическом значении жестов, и мы практически освоили значение того или иного движения рук (приветствие, призыв ко вниманию, согласие, отрицание, неприятие, угроза, прощание и т.п.), поворотов головы и т.д. Жесты и мимика оратора должны быть естественны и разнообразны, а главное -- они должны быть мотивированы содержанием речи.
Вступление.
Вступление в ораторской речи – начальная часть выступления с речью на публике. Несёт в себе функцию установления контакта со слушателями и предоставления им основной информации: об ораторе и об обсуждаемом предмете.
Типы вступления:
- естественное,
-искусственное,
-внезапное
-выдвижение тезиса.
Эффектные начала выступления:
-
Сопереживание
-
Парадоксальное начало
-
Неожиданный вопрос
-
Интригующее описание
-
Интересный и необычно поданный факт
-
Оригинальная цитата
-
Комплимент собравшимся
-
Наглядный пример
-
Обращение к непосредственным интересам аудитории.
Способы установления и восстановления контакта с аудиторией:
-
риторический вопрос,
-
прямое требование внимания,
-
пауза,
-
голосовые приемы (понижение или повышение голоса, ускорение, замедление речи, отчетливое произнесение некоторых слов, удлинение гласных, выделение отдельных слов и т п.),
-
прямой вопрос слушателю,
-
сообщение заранее, о чем пойдет дальше речь,
-
неожиданный перерыв в изложении,
-
пословицы поговорки, яркие образы, юмор; телодвижения, жесты...
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
-
Буш Г. Диалогика и творчество. Рига, 1985.
-
Пряхин М.Н. Практикум по курсу Журналистское мастерство". Тема: "Телевизионная дискуссия". М., 1989. С.6-7.
-
Михальская А.К. Основы риторики. Гл. 1, 4.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- 4Лекции. Вопросы и ответы к курсу «Стилистика и культура речи»
- 1. Язык как социальный феномен. Основные функции языка.
- 2. Язык и мышление. Характер взаимодействий языка и мышления как диалектического единства.
- 3. Русский язык среди других языков. Семья индоевропейских языков.
- 4. Вербальный и невербальный язык как знаковая система.
- 1. Определение невербальной коммуникации
- 2. Классификация невербальных сигналов
- 2.1.Роль окружающей среды в коммуникации
- 2.2. Физические характеристики участников коммуникации
- 3. Вербальная коммуникация
- 5. Речевая деятельность и её виды.
- 6. Культура устной и письменной речи.
- Этика устной речи.
- Устная и пиьменные формы речи.
- Письменная речь.
- Сходства и различия устной и писменной речи.
- Национальный язык
- 8. Нелитературная разновидность языка. Просторечие. Территориальные говоры. Язык арго.
- Периодизация истории русского литературного языка.
- 10. Литературный язык эпохи образования общенациональных норм литературного (на примере любого писателя этого периода).
- 11. Значение а. С. Пушкина в истории русского литературного языка.
- Интернет.
- 1. Понятие нормы
- 2. Типы норм
- 2. Динамичность развития языка и изменчивость норм
- 13. Обязательные (императивные) и вариантные (диспозитивные) нормы русского литературного языка.
- 14. Основные способы кодифицирования языка. Основная задача культуры речи.
- 15. Стилевое многообразие русского языка. Типология функциональных разновидностей языка академика д.Н. Шмелева.
- Официально-деловой стиль речи (общая характеристика)
- Научный стиль речи
- Синтаксис разговорного стиля
- Типология функциональных разновидностей языка академика д.Н. Шмелева.
- 16. Понятие «функциональный стиль языка». Наиболее распространенный перечень функциональных стилей русского языка.
- Жанры функциональных стилей речи
- 17. Типы лингвистических словарей и особенности их строения.
- Функции словарей и параметры их классификации
- Научный стиль. Основные черты научного стиля. Жанровые разновидности в научном стиле.
- 1. Разновидности научного стиля речи:
- 19. Композиция научного текста: введение, составная часть, заключение. Заглавие научного текста.
- 20. Цитирование как необходимое условие научной работы. Общие требования к цитируемому материалу.
- 21. Тезирование и аргументация. Прямое и непрямое (косвенное) доказательства. Опровержение.
- Прямое и непрямое (косвенное) доказательства
- Понятие опровержения
- 22. Виды аннотации. Речевые стандарты для составления аннотации.
- 25. Общая характеристика официально-делового стиля.
- 26. Жанры документации.
- 28. Общие особенности подготовки публичного выступления. Вступление, его виды и функции. Приёмы привлечения внимания аудитории.
- 29. Функции концовки публичной речи. Варианты концовки.
- 30. Способы аргументации (восходящая, нисходящая, дедуктивная, индуктивная). Убедительность аргументов в устной речи.
- 31. «Виды рекламы (устная, печатная, телевизионная, радиореклама). Правила подготовки устного рекламного выступления».
- 32. «Виды протокольно-этикетных выступлений. Основные требование к протокольно-этикетным выступлениям».
- 33. Убеждающее выступление и его особенности. Агитационное выступление. Правила подготовки. Убеждающее выступление.
- Агитационное выступление.
- 34. Публичное обсуждение проблемы: дебаты и прения. Подготовка дебатов. Правила проведения дебатов. Дебаты и прения.
- История дебатов.
- Парламентские дебаты.
- Правила проведения.
- 39. Нормативное произношение и ударение. Трудности звукоупотребления.
- 40.Орфоэпические нормы. Трудности ударения. Семантическая функция ударения (различие омографов)
- 43. Плеоназм и тавтология с точки зрения языковой нормы.
- 44. Паронимы, синонимы, антонимы. Функционально-стилистическое их использование в речи (приёмы «градация», «антитеза», «оксюморон»).
- Речевой этикет. Формулы речевого этикета.
- 52. Трудные случаи орфографии. Правописание корней и приставок.
- 53. Трудные случаи орфографии. Правописание -н-, -нн- в причастных и прилагательных.
- 54. Трудные случаи орфографии. Правописание частиц –не- и –ни-.
- 55. Трудные случаи орфографии. Правописание наречий.
- 56. Трудные случаи пунктуации. Знаки препинания в простом предложении.
- 59. Типы речи (повествование, описание, рассуждение).
- 60. Ономастика-раздел языкознания, изучающий собственные имена. Правописание фамилий.
- Список литературы
- Справочно-библиографический аппарат научного произведения
- Список литературы
- Выразительные средства языка - стилистические фигуры
- Понятие благозвучия. Приемы звуковой организации – звукопись
- Список литературы
- Лексические нормы. Правильность и точность словоупотребления
- Многозначность и омонимия. Функционально-стилистическое использование их в речи (прием «каламбур»)
- Список литературы
- Трудные случаи пунктуации. Знаки препинания в сложном предложении
- Знаки препинания в сложном предложении.
- I. Запятая.
- 1. В сложносочиненном предложении:
- 2. Запятая в сложноподчиненном предложении:
- 3. Запятая в сложном бессоюзном предложении:
- 2. В сложноподчиненном предложении.
- 1. В бессоюзном предложении.
- 2. В сложносочиненном предложении.
- 3. В сложноподчиненном предложении.
- Род несклоняемых существительных
- Склонение некоторых имен и фамилий
- Фразеологические средства русского языка. Использование фразеологизмов в разных стилях.
- Список литературы
- Языковые афоризмы: пословицы, поговорки, крылатые слова.
- Общий список литературы: