logo
Лекции,ответы на вопросы

2.2. Физические характеристики участников коммуникации

К физическим характеристикам относятся предметы, остающиеся неизменными во время интеракции. Это невербальные сигналы, оказывающие сильное влияние на собеседников и никак не связанные с видимыми движениями тела. К ним относятся фигура и черты лица, общая физическая привлекательность, рост, вес, цвет кожи, тон голоса и т. д. Запахи, ассоциирующиеся с человеком, как правило, считаются частью физической внешности человека. Кроме того, предметы, ассоциирующиеся с участниками интеракции, также могут влиять на их физическую привлекательность. Они называются артефактами. Это одежда, косметика, очки, парики и шиньоны, накладные ресницы, ювелирные украшения и аксессуары.

Движения и позы

К телодвижениям и позам, как правило, относят жесты, движения тела (рук, головы, стоп, ног), выражение лица(улыбка), движения глаз (моргание, направление и продолжительность взгляда, расширение зрачков и позы.

Позы, как правило, изучаются в сочетании с другими невербальными сигналами. Поза отражает степень внимания или участия, статус по тношению к партнёру или степень симпатии к собеседнику. Поза определенно отражает интенсивность некоторых эмоциональных состояний. Одинаковые позы участников коммуникации могут выражать взаимопонимание или стремление к нему.

Прикосновения

Прикосновение – очень неоднозначная форма поведения, поэтому трактовка того или иного прикосновения зависит от контекста ситуации, характера взаимоотношений собеседников манеры исполнения, анне от самой по себе конфигурации прикосновения. К прикосновениям относятся поглаживания, удары, жесты приветствия и прщания, а также ситуации, когда человек удерживает кого – то или что – то, ведет кого – то или повазывает, как совершать то или иное движение.

Человек во время коммуникации может прикасаться к себе или к другим. То или иное прикосновение к себе выражает состояние человека или привычку. Многие прикосновения такого типа называются нервозной манерностью.

Когда двое людей прикасаются друг к другу, имеет место одна из самых мощных форм невербальной коммуникации. Прикосновение может раздражать, казаться снисходительным или выражать поддержку.

Выражение лица

Большинство исследований лица человека изучают выражения разных эмоциональных состояний. 6 основных аффектов, чаще всего привлекающих внимание исследователей, - гнев, печаль, удивление, счастье, страх и отвращение. Выражение лица может также регулировать ситуацию, предоставлять обратную связь и управлять потоком взаимодействия. Основная функция лица - участвовать в коммуникации, анне выражать эмоции.

Взгляд

Взгляд – это движение глаз, которое мы делаем в направлении лица другого человека. Взаимный взгляд возникает, когда участники коммуникации смотрят друг другу в глаза. Также для тех, кто изучает невербальную коммуникацию, представляет интерес расширение и сужение зрачков, потому что оно иногда выражает заинтересованность, внимание или участие.

Голос

В голосе заключено множество невербальных звуковых сигналов, сопутствующих речи. В целом звуки делятся на два типа.

1. Мы произносим различные звуки при помощи голосовых связок, меняем высоту и длительность звука, произносим слова с разной громкостью или просто молчим.

2. Звуки производятся не только с помощью голосовых связок, но и оформляются при помощи других деталей речевого аппарата, например полости глотки, рта или носа.

В большинстве научных работ, посвященных влиянию характеристик голоса на общение, изучается в первую очередь высота голоса и его вариабельность; в частности исследуется продолжительность звуков, паузы в потоке речи и скрытая реакция во время обмена фразами, уровеньгромкости и её амплитуда, резонанс, точная или невнятная артикуляция, скорость речи, ритм.

Мимика

Главным показателем чувств говорящего является мимика - выражение лица. В "Частной риторике" профессора русской и латинской словесности Н. Кошанского (С.- Петербург, 1840) есть такие слова: "Нигде столько не отражаются чувства души, как в чертах лица и взорах, благороднейшей части нашего тела. Никакая наука не дает огня очам и живого румянца ланитам, если холодная душа дремлет, в ораторе... Телодвижения оратора всегда бывают в тайном согласии с чувством души, со стремлением воли, с выражением голоса".

Мимика позволяет нам лучше понять оппонента, разобраться, какие чувства он испытывает. Так, поднятые брови, широко раскрытые глаза, опущенные вниз кончики губ, приоткрытый рот - все это свидетельствует об удивлении; опущенные вниз брови, изогнутые на лбу морщины, прищуренные глаза, сомкнутые губы, сжатые зубы выражают гнев.

Печаль отражает сведенные брови, потухшие глаза, слегка опущенные уголки губ, а счастье -- спокойные глаза, приподнятые внешние уголки губ.

Для каждого, участвующего в беседе, с одной стороны, важно уметь "расшифровывать", "понимать" мимику собеседника. С другой стороны, необходимо знать, в какой степени он сам владеет мимикой, насколько она выразительна.

Жесты

Жест – это движение рукой или другое телодвижение, которое сопровождает или выражает речь. Существует множество различных жестов ( и их вариаций), однако чаще всего изучаются следующие разновидности жестикуляции.

1. Жесты, не связанные с речью. Эти жесты никак не соотносятся с тем, что человек говорит, но они имеют лингвистическое значение и могут быть переведены словами. В рамках определенной культуры или субкультуры принят единообразный «перевод» таких слов.

2. Жесты, соотносящиеся с речью. Эти жесты непосредственно связаны с речью или сопровождают её, часто иллюстрируя то, что говорится вербально. Эти движения могут подчеркивать слово или фразу, направление мыслей, указывать на что – то в непосредственном окружении, иллюстрировать пространственные отношения, ритм или ход событий, наглядно показывать референт, отражать телесную деятельность или служить дополнением к упорядочиванию и организации интерактивного процесса.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4