39. Нормативное произношение и ударение. Трудности звукоупотребления.
Произношение безударных гласных
В безударных слогах гласные подвергаются редукции - качественным и коли-чественным изменениям в результате ослабления артикуляции. Качественная редукция - это изменение звучания гласного с потерей некоторых признаков его тембра, а количественная - это уменьшение его долготы и силы.
В меньшей степени редуцируются гласные, находящиеся в первом предудар-ном слоге, в большей степени гласные остальных безударных слогов.
В первом предударном слоге на месте букв а и о произносится звук [А] - «крышечка». От ударяемого [а] он отличается меньшей продолжительностью и более задним образованием: тр[А]ва', с[А]сна'.
В остальных безударных слогах на месте букв а и о произносится краткий
звук, средний между [ы] и [а], обозначаемый в транскрипции знаком [ъ]: тр[ъ]вяно'й, з[ъ]лото'й, школ[ъ], вы'з[ъ]в. В начале слова безударные [а] и [о] произносятся как [a]: [а]зо'т, [а]блада'ть.
После твердых шипящих [ж] и [ш] гласный [а] в первом предударном слоге произносится как [а]: ж[а]рго'н, ш[а]га'ть. Но перед мягкими согласными произносится звук, средний между [ы] и [э]: ж[ы']ле'ть, лош[ы']де'й.
После мягких согласных в нервом предударном слоге на месте букв произносится звук, средний между [и] и [э]: в[и']сна', ч[и']сы'.
В остальных безударных слогах на месте букв е и я произносится очень краткий [и], в транскрипции обозначаемый знаком [ь]: в[ь]лика'н, вы'н[ь]сти, п[ь]тачо'к, вы'т[ь]нуть.
На месте сочетаний букв аа, ао, оо в предударных слогах произносятся гласные [аа]: з[аЇ]сфальтировать, з[аЇ]дно', п'а]нгли'йски, в[аЇ]брози'ть.
Произношение согласных
В конце слов и в их середине перед глухими согласными звонкие согласные оглушаются : ястре[п], разбе[к], запа[т], бага[ш].
На месте глухих согласных перед звонкими, кроме [в], произносятся соответ-ствующие звонкие: [з]бежать, о[д]бросить, во[г]зал.
В ряде случаев наблюдается так называемое ассимилятивное смягчение, т. е. согласные, стоящие перед мягкими согласными, произносятся мягко. Это относится в первую очередь к сочетаниям зубных [з'д']есь, гво[з'д']и, е[с'л']и, ка[з'н'], ку(з'н']ец, пе[н'с']ия. Встречаются два варианта произношения [з'л']ить и [зл']ить, по[с'л']е и по[сл']е.
Двоякое произношение наблюдается в сочетаниях с губными согласными: [д'в']ерь и [дв']ерь, [з'в']ерь и [зв']ерь. В целом, регрессивная ассимиляция по мягкости в настоящее время идет на убыль.
Двойные согласные являются долгим согласным звуком обычно тогда, когда ударение падает на предшествующий слог: гру'[пЇ]а, ма'[с]а, програ'[м]а. Если же ударение падает на последующий слог, то двойные согласные произносятся без долготы: а[к]о'рд, ба[с]е'йн, гра[м]а'тика.
Ударение — это выделение слога в слове. В русском языке ударный гласный в слоге выделяется длительностью, интенсивностью и движением тона.
Русский язык — это язык сложных и подвижных ударений. Во французском языке, например, все слова имеют ударения на последнем слоге, в польском — на предпоследнем. А в русском языке нет фиксированного ударения. Кроме того, бывают случаи, когда место ударения меняется с течением времени: так современники А.С. Пушкина говорили не «мУзыка», а «музЫка». «Гремит музЫка боевая…», — читаем мы в стихотворении.
Это объясняется влиянием французского слова «musique» (мюзИк). Как только это слово «обрусело» — оно потеряло французское ударение.
Как же разобраться, правильно мы говорим или нет. Во-первых, почаще обращаться к орфоэпическому словарю, а во-вторых помнить о некоторых особенностях.
В существительных иноязычного происхождения правильно поставить ударение можно, зная происхождение слова. Например, пулОвер, потому что слово пришло из английского языка (pullover — «свитер, любая вязаная одежда, натягиваемая через голову»), нуворИш — из французского (nouveauriche — букв. «новый богач»). Сравни также: импИчмент, дефИс, мАркетинг, диспансЕр, хАос (беспорядок), квартАл, фенОмен, экспЕрт.
В глаголах на -ировать более продуктивным считается вариант с ударением на и (суффикс -ир- восходит к немецкому –ieren ). В словах же, вошедших в русский язык только в прошлом веке, ударение часто падает на последний слог. Сравни:
блокИровать — маркировАть;
национализИровать — премировАть;
приватизИровать — нормировАть;
экспортИровать — бомбардировАть.
В русском слове, как правило, одно ударение. Но в сложных словах, особенно в профессиональной речи, часто бывает два ударения: главное и второстепенное, т.е. побочное (на первой части длинного сложного слова):
картОфелекопАлка, сУпероблОжка, энЕргосистЕма, тЕлепередАча, нЕфтепровОд, машИностроЕние, кнИгоиздАтельский.
Обратите внимание! Следует говорить нефтепровОд, газопровОд, водопровОд, но: электрический, телефонный, телеграфный прОвод (проволока).
Ударение в кратких формах прилагательных и страдательных причастий прошедшего времени всегда стоит на основе. И только в форме единственного числа женского рода оно переносится на окончание:
сОздан — созданА — сОзданы;
взЯт — взятА — взЯты;
зАнят — занятА — зАняты;
нАчат — начатА — нАчаты.
Во многих глаголах в прошедшем времени только в форме женского рода ударение стоит на окончании:
отнЯть — Отнял — отнялА — Отняли;
понЯть — пОнял — понялА — пОняли;
начАть — нАчал — началА — нАчали;
но: класть — клал — клАла — клАли.
Глаголы, образованные от прилагательных, обычно имеют ударение на окончании:
глубокий — углубИть;
легкий — облегчИть;
бодрый — ободрИть, подбодрИть.
Место ударения в отглагольных существительных обычно совпадает с местом ударения в исходном глаголе:
обеспЕчивать — обеспЕчение;
сосредотОчивать — сосредотОчение;
упрОчить — упрОчение;
упорЯдочить — упорЯдочение.
Место ударения в форме родительного падежа множественного числа может быть различным — на окончании либо на основе:
1) область — областЕй; ведомость — ведомостЕй; ступень — ступенЕй (в развитии чего-либо); но: ступЕней (в лестнице);
2) доска — досОк; сирота — сирОт; отрасль — Отраслей; мощность — мОщностей; прибыль — прИбылей; дно — дОньев; торт — тОртов; порт — пОртов.
Запомните: средА — срЕды — по средАм.
Почему мы звонИм, а не звОним? Вероятно, потому, что есть начальная форма глагола «звонИть». И у А.С. Пушкина мы читаем в «Борисе Годунове»:
«А мне пора, пора уж отдохнуть
И погасить лампаду… Но звонЯт
К заутрене…».
Есть глагол «повторИть», и поэтому мы «повторИм», а не «повтОрим».
Следует помнить о правильном произношении общеизвестных имен собственных, таких, например, как СЕргий РАдонежский, СальвадОр ДалИ, ПикассО, АлексИй, СоколОв-МикитОв, БалашИха, ВелИкий Устюг, КИжи, СтавропОльский край, НикарАгуа, ПерУ, КвебЕк, СИдней, Шри-ЛанкА и т.д.
В некоторых именах собственных допустимо вариативное ударение: НьЮтон — НьютОн, РЕмбрант — РембрАнт, ЛИнкольн — ЛинкОльн и т.д. В именах собственных иноязычного происхождения ударение обычно неподвижно, например: МориАк — у МориАка, у БальзАка, в ПОзнани.
В тех случаях, когда одно имя собственное относится к двум (или более) лицам, предметам, понятиям, нужно уточнить конкретное значение данного слова и, пользуясь словарями, выяснить правильное ударение. Например, Джордж ВАшингтон (первый президент США) — ВашингтОн (столица США); МакбЕт (персонаж одноименной трагедии Шекспира) — МАкбет (название повести Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»).
Во многих словах сегодня наблюдаются колебания в постановке ударения: джИнсовый — джинсОвый, металлургИя — металлУргия, по вОлнам – волнАм, пЕтля — петлЯ, сАжень — сажЕнь.
Однако в подавляющем большинстве случаев в нарицательных существительных только один вариант произношения является нормативным: агронОмия, алфавИт, баловАть, валовОй, вероисповЕдание, граждАнство, жалюзИ, завИдно, исчЕрпать, кУхонный, оптОвый, пАмятуя, предвосхИтить, принУдить, сосредотОчение, срЕдства, столЯр, украИнский, ходАтайство, ценовАя, христианИн, щавЕль.
Запомните! ВаловОй (доход, продукт);
устАвный (фонд, капитал);
опт — оптом — оптОвый — оптовИк;
дебитОр — должник, дебитОрская задолженность (сумма долгов);
дЕбет — левая сторона бухгалтерских счетов.
В русском языке существуют слова с так называемым двойным ударением, это акцентологические варианты. Иногда они равноправны, например: пиццЕрия и пиццерИя. Но чаще один вариант становится предпочтительнее другого. Например:
тефтели — тефтели (доп.).
В словаре по орфоэпии первым стоит предпочтительный вариант.
Иногда могут возникать пары слов, в которых одно несет нормативное ударение и используется в литературном языке, а другое — ударение, встречающееся в профессиональной речи, например:
шпрИцы — шприцЫ (у медиков);
кОмпас — компАс (у моряков);
шассИ — шАсси (у летчиков);
Искра — искрА (у шоферов).
Разное ударение имеют слова, принадлежащие разным стилям речи (просторечному, нейтральному, книжному):
клАдбище (нейтр.) — кладбИще (устар., поэтич.);
девИца (нейтр.) — дЕвица (народно-поэтич.);
шЁлковый (нейтр.) — шелкОвый (народно-поэтич.);
свЁкла (нейтр.) — свеклА (прост.)
Рассмотрим некоторые трудности
звукоупотребления и ударения.
1.Следует обратить внимание на слова, в которых гласный [о],
обозначенный буквой «е», иногда ошибочно подменяют ударным [э], или
наоборот.
Произносится [э] Произносится [о]
Афера белесый
Бытие желчь
Гренадер завороженный
Истекший заселенный
Опека маневры
Оседлый новорожденный
2.В связи с тем, что в русском языке действует тенденция к
приспособляемости звукового облика заимствованных слов с «е» после
твердого согласного, многие такие слова «обрусели» и произносятся теперь
с мягким согласным перед «е». Другие сохраняют твердый согласный.
Тенденция юриспруденция
3.Звонкие согласные в абсолютном конце слова оглушаются: акциз [с],
лизинг [к], киборг [к], демиург [к].
4.Произношение сочетания чн как [шн] требуется в женских отчествах на -
ична: Ильинична, Никитична, Кузьминична и других, а также в словах:
конечно, скучно, яичница, нарочно, скворечник, пустячный, очечник.
5.Сочетание «жд» в слове «дождь» и производственных от него может быть
двояким: [жд’] или [шт’].
6.Не ошибайтесь в ударениях! Аудит, августовский, агент, алфавит,
апостроф, асимметрия, баловать, блокировать, бомбардировать, бюрократия,
вероисповедание, гастрономия, генезис, газопровод, грейпфрут, добыча,
договор, донельзя, дремота, духовник, еретик, житие, завсегдатай,
заговор, закупорить, звонить, избалованный, исповедание, исподволь,
исчерпать, иконопись, камбала, каталог, колледж, квартал, квашение,
кладовая, клала, красивее, кухонный, кета, кулинария, лубочный,
маркетинг, маркировать, мастерски, менеджмент, мизерный, мытарство,
намерение, некролог, нормировать, нефтепровод, обеспечение, обетованный,
облегчить, оптовый, откупорить, парфюм, пасквиль, пиццерия,
подростковый, поутру, предвосхитить, премирование, пломбировать,
принудить, раджа, рэкетир, свекла, сосредоточение, средство, столяр,
таможня, творог, толика, тяжба, тефтели, углубить, украинский, умерший,
уставный (фонд), феномен, ходатайствовать, холеный, христианин, цемент,
щавель, экзальтированный, языковой (относящийся к словесному выражению
мыслей).
Yandex.RTB R-A-252273-3- 4Лекции. Вопросы и ответы к курсу «Стилистика и культура речи»
- 1. Язык как социальный феномен. Основные функции языка.
- 2. Язык и мышление. Характер взаимодействий языка и мышления как диалектического единства.
- 3. Русский язык среди других языков. Семья индоевропейских языков.
- 4. Вербальный и невербальный язык как знаковая система.
- 1. Определение невербальной коммуникации
- 2. Классификация невербальных сигналов
- 2.1.Роль окружающей среды в коммуникации
- 2.2. Физические характеристики участников коммуникации
- 3. Вербальная коммуникация
- 5. Речевая деятельность и её виды.
- 6. Культура устной и письменной речи.
- Этика устной речи.
- Устная и пиьменные формы речи.
- Письменная речь.
- Сходства и различия устной и писменной речи.
- Национальный язык
- 8. Нелитературная разновидность языка. Просторечие. Территориальные говоры. Язык арго.
- Периодизация истории русского литературного языка.
- 10. Литературный язык эпохи образования общенациональных норм литературного (на примере любого писателя этого периода).
- 11. Значение а. С. Пушкина в истории русского литературного языка.
- Интернет.
- 1. Понятие нормы
- 2. Типы норм
- 2. Динамичность развития языка и изменчивость норм
- 13. Обязательные (императивные) и вариантные (диспозитивные) нормы русского литературного языка.
- 14. Основные способы кодифицирования языка. Основная задача культуры речи.
- 15. Стилевое многообразие русского языка. Типология функциональных разновидностей языка академика д.Н. Шмелева.
- Официально-деловой стиль речи (общая характеристика)
- Научный стиль речи
- Синтаксис разговорного стиля
- Типология функциональных разновидностей языка академика д.Н. Шмелева.
- 16. Понятие «функциональный стиль языка». Наиболее распространенный перечень функциональных стилей русского языка.
- Жанры функциональных стилей речи
- 17. Типы лингвистических словарей и особенности их строения.
- Функции словарей и параметры их классификации
- Научный стиль. Основные черты научного стиля. Жанровые разновидности в научном стиле.
- 1. Разновидности научного стиля речи:
- 19. Композиция научного текста: введение, составная часть, заключение. Заглавие научного текста.
- 20. Цитирование как необходимое условие научной работы. Общие требования к цитируемому материалу.
- 21. Тезирование и аргументация. Прямое и непрямое (косвенное) доказательства. Опровержение.
- Прямое и непрямое (косвенное) доказательства
- Понятие опровержения
- 22. Виды аннотации. Речевые стандарты для составления аннотации.
- 25. Общая характеристика официально-делового стиля.
- 26. Жанры документации.
- 28. Общие особенности подготовки публичного выступления. Вступление, его виды и функции. Приёмы привлечения внимания аудитории.
- 29. Функции концовки публичной речи. Варианты концовки.
- 30. Способы аргументации (восходящая, нисходящая, дедуктивная, индуктивная). Убедительность аргументов в устной речи.
- 31. «Виды рекламы (устная, печатная, телевизионная, радиореклама). Правила подготовки устного рекламного выступления».
- 32. «Виды протокольно-этикетных выступлений. Основные требование к протокольно-этикетным выступлениям».
- 33. Убеждающее выступление и его особенности. Агитационное выступление. Правила подготовки. Убеждающее выступление.
- Агитационное выступление.
- 34. Публичное обсуждение проблемы: дебаты и прения. Подготовка дебатов. Правила проведения дебатов. Дебаты и прения.
- История дебатов.
- Парламентские дебаты.
- Правила проведения.
- 39. Нормативное произношение и ударение. Трудности звукоупотребления.
- 40.Орфоэпические нормы. Трудности ударения. Семантическая функция ударения (различие омографов)
- 43. Плеоназм и тавтология с точки зрения языковой нормы.
- 44. Паронимы, синонимы, антонимы. Функционально-стилистическое их использование в речи (приёмы «градация», «антитеза», «оксюморон»).
- Речевой этикет. Формулы речевого этикета.
- 52. Трудные случаи орфографии. Правописание корней и приставок.
- 53. Трудные случаи орфографии. Правописание -н-, -нн- в причастных и прилагательных.
- 54. Трудные случаи орфографии. Правописание частиц –не- и –ни-.
- 55. Трудные случаи орфографии. Правописание наречий.
- 56. Трудные случаи пунктуации. Знаки препинания в простом предложении.
- 59. Типы речи (повествование, описание, рассуждение).
- 60. Ономастика-раздел языкознания, изучающий собственные имена. Правописание фамилий.
- Список литературы
- Справочно-библиографический аппарат научного произведения
- Список литературы
- Выразительные средства языка - стилистические фигуры
- Понятие благозвучия. Приемы звуковой организации – звукопись
- Список литературы
- Лексические нормы. Правильность и точность словоупотребления
- Многозначность и омонимия. Функционально-стилистическое использование их в речи (прием «каламбур»)
- Список литературы
- Трудные случаи пунктуации. Знаки препинания в сложном предложении
- Знаки препинания в сложном предложении.
- I. Запятая.
- 1. В сложносочиненном предложении:
- 2. Запятая в сложноподчиненном предложении:
- 3. Запятая в сложном бессоюзном предложении:
- 2. В сложноподчиненном предложении.
- 1. В бессоюзном предложении.
- 2. В сложносочиненном предложении.
- 3. В сложноподчиненном предложении.
- Род несклоняемых существительных
- Склонение некоторых имен и фамилий
- Фразеологические средства русского языка. Использование фразеологизмов в разных стилях.
- Список литературы
- Языковые афоризмы: пословицы, поговорки, крылатые слова.
- Общий список литературы: