6.Языкознание эпохи Возрождения. Проблемы кодификации национальных языков.
- Зарождение и начало эпохи Возрождения связано прежде всего с культурной жизнью Италии, где уже на рубеже XIV–XV вв. начинается подъем гуманитарных наук, расцвет изобразительного искусства, возрастает интерес к математике и естествознанию, формируется гуманистическое движение. С другой стороны, XV–XVI в. знаменуются невиданным расширением кругозора европейцев, великими географическими открытиями, знакомством с целым рядом доселе не известных народов и языков.
- Указанные обстоятельства предопределили основные тенденции развития языкознания в рассматриваемый период, среди которых можно выделить несколько важнейших направлений.
- Создание грамматик «новых» европейских языков. Отмеченный выше процесс постепенной замены латыни национальными языками народов Европы начинает в рассматриваемую эпоху находить и теоретическое выражение. На родине Возрождения, в Италии, вслед за Данте Алигьери на народный язык переходят, помимо представителей художественной литературы (Боккаччо, Петрарка и др.)[19], и представители науки. Один из крупнейших ученых рассматриваемой эпохи Галилео Галилей по этому поводу заметил: «К чему нам вещи, написанные по латыни, если обыкновенный человек с природным умом не может их читать».
- «Миссионерские грамматики». Стремление донести свою веру для других народов, и, как следствие, стремление лучше понять свой собственный язык и его соотношение с другими языками, чтобы иметь возможность собственно донести свою веру до «тузецев».
- Попытки установления родства языков. Фактически речь идет о предтечии сравнительно-исторического анализа, который был заложен в основу евр. Языкознания как науки. Традиционная история языкознания отводила этой стороне ренессансной лингвистики наиболее важное место, рассматривая занимавшихся ею ученых как предшественников – хотя и весьма несовершенных – той самой компаративистики, которая отождествлялась с «научностью». Здесь обычно упоминают относящуюся к 1538 г. работу Гвилельма Постеллуса (1510–1581) «О родстве языков» и особенно труд Иосифа Юстуса Скалигера (1540–1609) «Рассуждение о европейских языках».
- Развитие теории языка. После некоторого перерыва, вызванного решением практических задач, во второй половине XVI в. вновь начинают привлекать к себе внимание проблемы теоретического характера. Один из виднейших французских ученых – Пьер де ля Раме(латинизированная форма Рамус) (1515–1572), трагически погибший во время Варфоломеевской ночи, создает грамматики греческого, латинского и французского языков, где помимо орфографических и морфологических наблюдений завершается создание синтаксической терминологии и принимает окончательный вид сохранившаяся до наших дней система членов предложения.
- 1.Языкознание в Древней Индии. Грамматика Панини как итог древнеиндийского языкознания.
- 2.Языкознание в Древней Греции и Риме. Философская трактовка проблем языкознания (спор о правильности имен, вопрос о роли аналогии и аномалии в языке, происхождении языка).
- 8.Языкознание Нового времени. Проекты универсальных языков. Создание всеобщей рациональной грамматики. Грамматика Пор-Рояль.
- 9.Предпосылки возникновения сравнительно-исторческого языкознания.
- 5.Философско-лингвистический спор реалистов и номиналистов. Учение модистов.
- 6.Языкознание эпохи Возрождения. Проблемы кодификации национальных языков.
- 7.Языкознание Нового времени. Закрепление литературной формы национальных языков. Проблемы орфографии.
- 10.Лингвистическая концепция в. Фон Гумбольдта.
- 12. Языкознание второй половины 19 века. Лингвистический натурализм, предпосылки его возникновения. Деятельность а. Шлейхера.
- 13.Языкознание второй половины 19 века. Психологическое направление в языкознании, предпосылки его возникновения. Деятельность г. Штейнталя и в. Вундта.
- 14.Языкознание второй половины 19 века. Психологическое направление в языкознании. Лингвистическая концепция а.А. Потебни.
- 15.Младограмматизм, предпосылки его возникновения. Лейпцигская школа языкознания.
- 16.Московская лингвистическая школа. Лингвистическая деятельность ф.Ф.Фортунатова.
- 17.Казанская лингвистическая школа. Лингвистическая деятельность и.А. Бодуэна де Куртене.
- 18.Лингвистическая теория Фердинанда де Соссюра.
- 19.Структурализм.
- 3.Развитие лингвистической мысли в Средние Века. Учение о языке представителей патристики (Блаженный Августин, Иероним Стридонский).
- 4.Развитие теоретических представлений о языке в рамках средневековой философии.
- 11.Развитие сравнительно-исторического языкознания в первой половине 19 века. Зарождение славянского, германского, скандинавского сравнительно-исторического языкознания.