17.Казанская лингвистическая школа. Лингвистическая деятельность и.А. Бодуэна де Куртене.
- Вероятно, ни один языковед, работавший на рубеже XIX–XX вв. на территории Российской империи, не привлекал к себе столь пристального – правда, главным образом уже посмертного – внимания в мировом языкознании, как Иван Александрович Бодуэн де Куртенэ (1845–1929). который был провозглашен предтечей структурализма наряду с Ф. де Соссюром, с которым некоторое время был лично знаком.
- Уже в ранний период своей деятельности, Бодуэн разграничивал понятие человеческой речи вообще как собрания всех языков от отдельных языков, наречий, говоров и от индивидуального языка отдельного человека. Вместе с тем он отмечал необходимость отличать язык как потенциальное явление, состоящее из определенного комплекса составных частей и категорий, от языка как беспрерывно повторяющегося процесса («язык – речь – слово человеческое»). При этом у Бодуэна, как и у его современников, встречаются утверждения, что реально существуют только индивидуальные языки, а понятия национального или племенного языка – своего рода фикция. По своей сущности язык есть чисто психическое явление. И именно психическими законами обусловлены его существование и эволюция. Вместе с тем, поскольку язык возможен только в человеческом обществе, кроме психической, у него необходимо выделять и социальную сторону: «Основанием языковедения должна служить не только индивидуальная психология, но и социология».
- В языке следует различать статику, изучающую «законы равновесия языка», и динамику, исследующую «законы исторического движения языка». При этом Бодуэн подчеркивает: «Нет неподвижности в языке… В языке, как и вообще в природе, все живет, все движется, все изменяется. Спокойствие, остановка, застой – явление кажущееся; это частный случай движения при условии минимальных изменений. Статика языка есть только частный случай его динамики или скорее кинематики». [почти как синхрония и диахрония прям].
- «Крайне неуместно измерять строй языка в известное время категориями какого-либо предшествующего или последующего времени...» И Именно с разработкой проблем синхронического языкознания и связан основной вклад Бодуэна в лингвистику, хотя в принципе он никогда не отказывался прямо от положения, сформулированного им в начале творческого пути: «Обыкновенно грамматики разных языков берут только известный момент истории языка, стараются представить его состояние в данный момент. Но истинно научными они могут быть, только рассматривая этот известный момент в связи с полным развитием языка».
- Язык представляет собой определенную систему, части которой связаны друг с другом определенными отношениями. Это, пожалуй, второй момент, на основании которого Бодуэна провозглашали предшественником структурного подхода к языку.
- Применительно к фонетике он еще в 70-е гг. XIX в. отмечал, что «физиологически тождественные звуки разных языков имеют различное значение, сообразно с отношениями к другим звукам». В дальнейшем он распространял принцип системности и на другие явления языка (в частности, морфологические и семантические), указывая, что они «укладываются сами собой в группы и разряды». Отмечая в связи с этим произвольный характер слов («подавляющее большинство слов человеческого языка – лишь случайно возникшие символы»), Бодуэн в более поздних трудах приходил к выводу, что первичной единицей анализа должно стать не слово, а высказывание, которое можно членить с двух точек зрения: фонетической (на его основе выделяются «фонетические фразы», «фонетические слова», слоги и фонемы) иморфологической (исходя из которой выделяются «сложные синтаксические единицы», «простые синтаксические единицы», которые он называет «семасиологически-морфологическими словами», и морфемы). - Введение понятий фонемы и морфемы в понятийный аппарат языкознания также признается одним из наиболее крупных вкладов Бодуэна в развитие нашей науки.
- 1.Языкознание в Древней Индии. Грамматика Панини как итог древнеиндийского языкознания.
- 2.Языкознание в Древней Греции и Риме. Философская трактовка проблем языкознания (спор о правильности имен, вопрос о роли аналогии и аномалии в языке, происхождении языка).
- 8.Языкознание Нового времени. Проекты универсальных языков. Создание всеобщей рациональной грамматики. Грамматика Пор-Рояль.
- 9.Предпосылки возникновения сравнительно-исторческого языкознания.
- 5.Философско-лингвистический спор реалистов и номиналистов. Учение модистов.
- 6.Языкознание эпохи Возрождения. Проблемы кодификации национальных языков.
- 7.Языкознание Нового времени. Закрепление литературной формы национальных языков. Проблемы орфографии.
- 10.Лингвистическая концепция в. Фон Гумбольдта.
- 12. Языкознание второй половины 19 века. Лингвистический натурализм, предпосылки его возникновения. Деятельность а. Шлейхера.
- 13.Языкознание второй половины 19 века. Психологическое направление в языкознании, предпосылки его возникновения. Деятельность г. Штейнталя и в. Вундта.
- 14.Языкознание второй половины 19 века. Психологическое направление в языкознании. Лингвистическая концепция а.А. Потебни.
- 15.Младограмматизм, предпосылки его возникновения. Лейпцигская школа языкознания.
- 16.Московская лингвистическая школа. Лингвистическая деятельность ф.Ф.Фортунатова.
- 17.Казанская лингвистическая школа. Лингвистическая деятельность и.А. Бодуэна де Куртене.
- 18.Лингвистическая теория Фердинанда де Соссюра.
- 19.Структурализм.
- 3.Развитие лингвистической мысли в Средние Века. Учение о языке представителей патристики (Блаженный Августин, Иероним Стридонский).
- 4.Развитие теоретических представлений о языке в рамках средневековой философии.
- 11.Развитие сравнительно-исторического языкознания в первой половине 19 века. Зарождение славянского, германского, скандинавского сравнительно-исторического языкознания.