2.Языкознание в Древней Греции и Риме. Философская трактовка проблем языкознания (спор о правильности имен, вопрос о роли аналогии и аномалии в языке, происхождении языка).
-
Созданнаягреками грамматика оказалась праматерью всех европейских грамматик.
-
В 23-17 вв до н. э. греческая письменность эволюционирует от пиктографического к иероглифическомукритское письму. Оно было сходно с египетским. Около 18 в. была выработанановая система -- курсивное линейное письмо А слогового типа. Оно использовалось,как свидетельствуют памятники, в 1700--1550 гг. до н.э.
-
Решающее для всей греческой и европейской цивилизации имело создание на основе финикийского письма греческого алфавита со специальными знаками для гласных (9 или 10 в. до н.э.). Древнейшие дошедшие до нас его памятники относятся к 8 в. до н.э. Появление письменности привело к бурному росту поэтики, риторики, философии, пробудило интерес к проблемам языка.
-
Попытки осмысления значения слов отмечаются, начиная с Гомера (7 в) и Гесиода. Этимология оказывается первым проявлением рефлексии над языком в истории греческой лингвофилософской мысли.
-
Первоначально господствовало убеждение в наличии неразрывной, естественной связи между словом и обозначаемым им предметом, коренящееся в мифологическом мышлении. В этимологическом анализе слова мыслители искали ключ к постижению природы обозначаемого предмета. Греки верили, что у каждого предмета есть два названия -- в языке богов и в языке смертных.
-
В 5 в. до н.э. зарождается наука об ораторском искусстве -- риторика. Главным методом обучения языку в этот период становится чтение классических и уже устаревающих поэтических текстов с их комментированием.
-
Но главный исследователь языка в древности — Аристотель. Аристотель проводит разграничение трёх “частей словесного изложения”: звука речи, слога и слов разных разрядов. Он выделяет четыре разряда слов (имена, глаголы, союзы и местоимения вместе с предлогами). Правда, в определении имени (onoma) и глагола (rhema) смешиваются морфологические и синтаксические критерии. Впервые осуществляется описание отдельных классов глаголов. Но значимые части слова ещё не вычленяются.
-
Стоики серьёзно продвинулись (по сравнению с Платоном и Аристотелем) в разработке учения о частях речи. Они создали для падежей обозначения, впоследствии скалькированные в латинской грамматике, а через её посредство в грамматиках многих европейских языков. Ими было развито учение о временах глагола.
-
Латинское письмо появляется в 7 в. до н.э.скорее всего под влиянием греков, издавна имевших в Италии свои колонии.Собственно латинский алфавит сложился в 4--3 вв. до н.э.
-
Грамматика как самостоятельная наука возникаетв Риме в середине 2 в. до н.э. в связи с назревшей необходимостью критическихизданий и комментирования множества текстов художественного, юридического,исторического, религиозного характера. Значительное влияние на формированиеримской грамматики оказали хорошее знакомство с греческой наукой, культурой,литературой, риторикой и философией, знание многими римлянами греческого языка.
-
Особое место в римском языкознании занимаеткрупнейший учёный Марк Теренций Варрон (116--27 гг. до н.э.). Ему принадлежаттрактаты "О латинском языке", "О латинской речи", "О сходстве слов", "Опользе речи", "О происхождении латинского языка", "О древности букв", грамматическийтом девятитомного энциклопедического труда "Наука", лингвистические вкрапленияв труды по литературе, истории, философии и даже по сельскому хозяйству.В своём главном лингвистическом труде -- трактате "О латинском языке" онвыражает убеждение в "трёхчастном" строении речи и необходимости её последовательногоописания в трёх науках -- этимологии, морфологии и синтаксисе.
-
Варрон оч сильно развил учение стоиков.
-
На долю руководства "Ars grammatica" ЭлияДоната выпал необыкновенный успех. Оно использовалось в преподавании латинскогоязыка на протяжении более тысячи лет.
-
Греция и Рим сформировали две лингвистические традиции: западную и восточную.
- 1.Языкознание в Древней Индии. Грамматика Панини как итог древнеиндийского языкознания.
- 2.Языкознание в Древней Греции и Риме. Философская трактовка проблем языкознания (спор о правильности имен, вопрос о роли аналогии и аномалии в языке, происхождении языка).
- 8.Языкознание Нового времени. Проекты универсальных языков. Создание всеобщей рациональной грамматики. Грамматика Пор-Рояль.
- 9.Предпосылки возникновения сравнительно-исторческого языкознания.
- 5.Философско-лингвистический спор реалистов и номиналистов. Учение модистов.
- 6.Языкознание эпохи Возрождения. Проблемы кодификации национальных языков.
- 7.Языкознание Нового времени. Закрепление литературной формы национальных языков. Проблемы орфографии.
- 10.Лингвистическая концепция в. Фон Гумбольдта.
- 12. Языкознание второй половины 19 века. Лингвистический натурализм, предпосылки его возникновения. Деятельность а. Шлейхера.
- 13.Языкознание второй половины 19 века. Психологическое направление в языкознании, предпосылки его возникновения. Деятельность г. Штейнталя и в. Вундта.
- 14.Языкознание второй половины 19 века. Психологическое направление в языкознании. Лингвистическая концепция а.А. Потебни.
- 15.Младограмматизм, предпосылки его возникновения. Лейпцигская школа языкознания.
- 16.Московская лингвистическая школа. Лингвистическая деятельность ф.Ф.Фортунатова.
- 17.Казанская лингвистическая школа. Лингвистическая деятельность и.А. Бодуэна де Куртене.
- 18.Лингвистическая теория Фердинанда де Соссюра.
- 19.Структурализм.
- 3.Развитие лингвистической мысли в Средние Века. Учение о языке представителей патристики (Блаженный Августин, Иероним Стридонский).
- 4.Развитие теоретических представлений о языке в рамках средневековой философии.
- 11.Развитие сравнительно-исторического языкознания в первой половине 19 века. Зарождение славянского, германского, скандинавского сравнительно-исторического языкознания.