5.Философско-лингвистический спор реалистов и номиналистов. Учение модистов.
- Период с IX по XIV в. в Западной Европе часто представ ляют себе как эпоху «темного времени», эпоху полного упадка науки и культуры во всех ее проявлениях. Это представление не совсем правильно. Скорее, это было время создания принци пиально новой культуры, новой науки, которая хотя и опиралась на науку античности в той мере, в какой та была доступна ученым западного мира, но и создавала собственные научные направления и собственные копцепции.
- Наука западного средневековья сосредоточивалась в философских школах, организуемых отдельными учеными в монасты рях, аббатствах, в крупных городах. Обучение проходило по двум циклам. Тривиум включал фило софию (или, как ее называли тогда, логику или диалектику. в которую входили и понятия философии языка), риторику и грамматику. В квадривиум входили арифметика, геометрия. астрономия и музыка. Примерно к XIII в. центрами образованности стали универси теты, которые к этому времени уже были во многих крупных евро пейских городах — в Париже. Тулузе, Толедо, Саламанке, Неа поле, Оксфорде, Кембридже.
- Но прежде всего следует иметь в виду, что какие бы научные проблемы ни привлекали ученого, решение их ни в коем случае не должно было противоречить догмам религии.
- Спор о природе универсалии (общих понятий) между двумя Направлениями философии — реализмом и номинализмом — про должался м течение пяти столетий и волновал умы ученых не скольких поколений. В этом споре определились два основных направления средневековой философии. Главным предметом спора служило определение природы общих понятий («универсалий»). Одни считали, что универсалии представляют собой реально и самостоятельно существующие духовные сущности, независимые от вещей в предшествующие им. Это направление носило название «реализма». Другие же утверждали, что общие понятия — это только слова, «имена», являющиеся порождением человеческого ума и языка, реальное же существование имеют лишь конкретные вещи. Отсюда название этого направления — «номинализм». [это очень похоже на греческие споры]
- Представляя себе общие понятия реально существующими, реа листы относили к ним абстракции всех типов, включая качества, которые тем самым мыслились как самостоятельные субстанции. Так, цвет, мудрость, добродетель, справедливость и т. п. пре вращаются в отдельные духовные сущности. Эриугена — самый крупный сторонник реалистов.
- Виднейшим философом этого времени был англичанин из Окс фордского университета Вильям Окнам (1290—1349 . Он утверждал что Природа создает лишь единичные вещи. Универсалии созда ются в уме, ибо после первого восприятия вещи естественный образом, без намеренного участия интеллекта. Таким образом его можно считать противником реалистов.
- МоДИСТЫ видят язык как некую когерентную Систему, управ ляемую точными законами. Не следует забывать, что здесь речь идет о спекулятивной грамматике, т. е. о размышлениях о струк туре языка такой, какой она представлялась грамматикам-теоре тикам.
- Отдельно надо выделить. Для модистов язык представляет coбой некую автономную величину, обладающую (несмотря на различия между языками) универсальностью, всеобщностью, которая обусловлена его тес ной связью с бытием и мышлением. Позднее очень похожие идеи были в грамматике Пор-Рояля (универсальный язык все дела. Вопрос № 8). Фактически модистов можно считать предшественниками учения об универсалиях всех языков.
- 1.Языкознание в Древней Индии. Грамматика Панини как итог древнеиндийского языкознания.
- 2.Языкознание в Древней Греции и Риме. Философская трактовка проблем языкознания (спор о правильности имен, вопрос о роли аналогии и аномалии в языке, происхождении языка).
- 8.Языкознание Нового времени. Проекты универсальных языков. Создание всеобщей рациональной грамматики. Грамматика Пор-Рояль.
- 9.Предпосылки возникновения сравнительно-исторческого языкознания.
- 5.Философско-лингвистический спор реалистов и номиналистов. Учение модистов.
- 6.Языкознание эпохи Возрождения. Проблемы кодификации национальных языков.
- 7.Языкознание Нового времени. Закрепление литературной формы национальных языков. Проблемы орфографии.
- 10.Лингвистическая концепция в. Фон Гумбольдта.
- 12. Языкознание второй половины 19 века. Лингвистический натурализм, предпосылки его возникновения. Деятельность а. Шлейхера.
- 13.Языкознание второй половины 19 века. Психологическое направление в языкознании, предпосылки его возникновения. Деятельность г. Штейнталя и в. Вундта.
- 14.Языкознание второй половины 19 века. Психологическое направление в языкознании. Лингвистическая концепция а.А. Потебни.
- 15.Младограмматизм, предпосылки его возникновения. Лейпцигская школа языкознания.
- 16.Московская лингвистическая школа. Лингвистическая деятельность ф.Ф.Фортунатова.
- 17.Казанская лингвистическая школа. Лингвистическая деятельность и.А. Бодуэна де Куртене.
- 18.Лингвистическая теория Фердинанда де Соссюра.
- 19.Структурализм.
- 3.Развитие лингвистической мысли в Средние Века. Учение о языке представителей патристики (Блаженный Августин, Иероним Стридонский).
- 4.Развитие теоретических представлений о языке в рамках средневековой философии.
- 11.Развитие сравнительно-исторического языкознания в первой половине 19 века. Зарождение славянского, германского, скандинавского сравнительно-исторического языкознания.