13.Языкознание второй половины 19 века. Психологическое направление в языкознании, предпосылки его возникновения. Деятельность г. Штейнталя и в. Вундта.
- Хайман (Гейман) Штейнталь (1823–1899) известен как автор многочисленных работ, носивших почти исключительно теоретический характер: «Грамматика, логика и психология, их принципы и взаимоотношения» (1855), «Введение в психологию и языкознание» (2-е издание, 1881 г.), «Характеристика важнейших типов строя языка» (1860) и другие. Основные положения концепции Штейнталя могут быть представлены в следующем виде.
- Штейнталь резко отграничивает области лингвистики и логики, отмечая, что языковые и грамматические категории, которые соотносятся друг с другом как понятия круга и красного, являются несовместимыми понятиями. Предмет языкознания – «язык вообще, т. е. выражение осознанных внутренних, психических и духовных движений, состояний и отношений посредством артикулированных звуков». При этом следует различать следующие понятия: 1) речь, или говорение, – происходящее в настоящий момент или мыслимое как происходящее в настоящее время проявление языка; 2) способность говорить – физиологическая способность производить артикулированные звуки и содержание внутреннего мира, которое мыслится предшествующим языку и должно быть выражено посредством языка; 3) языковой материал, представляющий собой созданные речевой способностью в процессе говорения элементы, которые постоянно употребляются всякий раз, когда должен быть выражен внутренний предмет, для выражения которого они были созданы
- Поскольку речь представляет собой духовную деятельность, постольку языкознание относится к числу психологических наук, «упирается в психологию». Основой, на которой оно должно строиться, является система взглядов Иоганна Фридриха Гербарта (1776–1841), считавшего, что деятельность человеческого сознания сводится к самодвижению представлений, управляемому законами ассимиляции (обобщения и закрепления тождественных или близких представлений), апперцепции (определимости нового восприятия массой уже имеющихся в сознании представлений) и ассоциации (установления связей различного рода между представлениями). Исходя из них объясняется образование языка и мышления у индивида, психикой которого и занимался главным образом сам Гербарт. [один говорит, что язікознание это естественная наука. Другой — что это психология. Из огня да в полымя.]
-
Все индивиды, принадлежащие к одному народу, обладают одинаковым народным духом, который проявляется прежде всего в языке, затем в нравах и обычаях, установлениях и поступках, традициях и песнопениях. Психология народов изучает элементы и законы духовной жизни народов и делится на три части: 1) аналитическую, излагающую всеобщие законы, определяющие развитие и взаимодействие действующих в жизни народа сил; 2) синтетическую, показывающую отдельные продукты этого взаимодействия сил и рассматривающую их как составленный из многих функций организм; и 3) психическую этнологию, представляющую все народы мира как «царство духа народа по индивидуальным особенностям их облика». Таким образом, именно психология народов должна образовывать всестороннюю основу для философии истории, задача которой – изучать законы развития духа.
- Вильгельм Вундт (1832–1920), врач по профессии, крупный философ и психолог, основатель первого Института экспериментальной психологии в Лейпциге, где он с 1875 г. занимал должность профессора философии, автор ряда многочисленных трудов, известен в истории языкознания прежде всего первыми двумя томами капитального труда «Психология народов. Исследования законов развития языка, мифов и обычаев», вышедших в свет под общим названием «Язык» в 1900 г.
- Согласно Вундту, в истории человеческого общества первым звеном был не отдельный индивид, а сообщество индивидов; поэтому вслед за Штейнталем и Лацарусом он также считал необходимым дополнить индивидуальную психологию народной, рассматривая их как составные части общей психологии. При этом Вундт пересмотрел ряд положений своих предшественников.
- Прежде всего он подверг ревизии само понятие «народный дух», отметив, что при рассмотрении объекта «психологии народов» правильнее говорить о «народной душе», понимая под последней совокупное содержание душевных переживаний, а под психическими законами – наблюдаемую в них закономерность.
- В отличие от Штейнталя в основу психологического толкования языковых фактов Вундт положил апперцепцию (скажем так «осознанность человеком того, что он способен вопринимать окружающую действительность»), которую он определял как внутреннюю духовную силу, обусловливающую ход психических процессов. Сам предмет народной (социальной) психологии также подвергается уточнению: из нее исключается все, в чем проявляется особая роль отдельных личностей (например, литература); за ее пределы выводятся также этнология, антропология и всеобщая история, однако отмечается ее связь с эстетикой, философией и философией истории. Объектом социальной психологии должны стать три области: язык, мифы и обычаи.
- Из всех явлений, порождаемых коллективной жизнью людей, основное место отводится именно языку. «Нам потребуется язык, – подчеркивает немецкий психолог, – чтобы создать устойчивую психологию сложнейших духовных процессов…» При этом, указывает Вундт, «причины, обусловливающие развитие языка, в их очень значительной части являются… психическими причинами». Современное же языкознание занимается почти исключительно не внутренней, а внешней историей языка: она «устанавливает последовательность фактов, нимало не заботясь о том, почему они стали такими».
- С психологической точки зрения трактуются Вундтом и традиционно выделявшиеся в языкознании XIX в. типы языков, которые, по его мнению, представляют собой «естественные ступени психического развития», хотя при этом и оговаривается, что благодаря богатству корней и совершенству грамматического строя на каждой ступени возможен определенный уровень развития. Так обстоит дело, например, с китайским языком, который воплощает самую низшую ступень – корневых («радикальных») языков, когда определенную форму принимает отдельное представление, создающее себе выражение в языке; однако это не мешает ему быть одним из самых развитых языков.
- 1.Языкознание в Древней Индии. Грамматика Панини как итог древнеиндийского языкознания.
- 2.Языкознание в Древней Греции и Риме. Философская трактовка проблем языкознания (спор о правильности имен, вопрос о роли аналогии и аномалии в языке, происхождении языка).
- 8.Языкознание Нового времени. Проекты универсальных языков. Создание всеобщей рациональной грамматики. Грамматика Пор-Рояль.
- 9.Предпосылки возникновения сравнительно-исторческого языкознания.
- 5.Философско-лингвистический спор реалистов и номиналистов. Учение модистов.
- 6.Языкознание эпохи Возрождения. Проблемы кодификации национальных языков.
- 7.Языкознание Нового времени. Закрепление литературной формы национальных языков. Проблемы орфографии.
- 10.Лингвистическая концепция в. Фон Гумбольдта.
- 12. Языкознание второй половины 19 века. Лингвистический натурализм, предпосылки его возникновения. Деятельность а. Шлейхера.
- 13.Языкознание второй половины 19 века. Психологическое направление в языкознании, предпосылки его возникновения. Деятельность г. Штейнталя и в. Вундта.
- 14.Языкознание второй половины 19 века. Психологическое направление в языкознании. Лингвистическая концепция а.А. Потебни.
- 15.Младограмматизм, предпосылки его возникновения. Лейпцигская школа языкознания.
- 16.Московская лингвистическая школа. Лингвистическая деятельность ф.Ф.Фортунатова.
- 17.Казанская лингвистическая школа. Лингвистическая деятельность и.А. Бодуэна де Куртене.
- 18.Лингвистическая теория Фердинанда де Соссюра.
- 19.Структурализм.
- 3.Развитие лингвистической мысли в Средние Века. Учение о языке представителей патристики (Блаженный Августин, Иероним Стридонский).
- 4.Развитие теоретических представлений о языке в рамках средневековой философии.
- 11.Развитие сравнительно-исторического языкознания в первой половине 19 века. Зарождение славянского, германского, скандинавского сравнительно-исторического языкознания.