Вопрос 1. Понятие о неполных предложениях.
Неполным называется предложение ______________________________________________
____________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Летом светает рано, а зимой – поздно.
В таких предложениях структурно необходимые члены отсутствуют, но они восстанавливаются из контекста или подсказываются обстановкой речи, ситуацией.
При этом неполнота грамматической структуры таких предложений не мешает им служить целям общения, поскольку пропуск тех или иных членов не нарушает смысловой законченности и определенности данных предложений.
В этом отношении неполные предложения отличаются от предложений недосказанных, являющихся прерванными по тем или иным причинам высказываниями, например: - Я ж, мамаша... Разве я... Люди ж говорят, что она... (Б. Полевой).
Неполные предложения по своей структуре относятся к тем же типам, что и полные. Пропуск отдельных членов предложения может быть как у предложений распространенных, так и нераспространенных, односоставных и двусоставных, простых и сложных:
Река раскинулась. Течет, грустит лениво и моет берега (Блок). ______________________
На небе ни облачка. __________________________________________________________
В одной руке он держал удочку, а в другой - кукан с рыбешкой (Солоухин). _____________
_________________________________________________________________________________
В диалогической речи может отсутствовать несколько членов предложения:
- Булочник Коновалов здесь работает?
- Здесь! - ответил я ей (Горький). _______________________________________________
Соотнесенность с полными предложениями обнаруживается наличием в таких предложениях слов, сохраняющих грамматические функции и формы, свойственные им в соответствующих полных предложениях. Именно они указывают на «пустующие» позиции опущенных членов предложения.
Неполные предложения особенно употребительны в разговорных стилях языка, они широко используются в художественной литературе как при передаче диалога, так и в описании.
- Лекция № 1. Общие вопросы теории синтаксиса
- Вопрос 1. Синтаксис как раздел грамматики. Предмет синтаксиса. Связь синтаксиса с другими разделами науки о языке.
- Связь синтаксиса с другими разделами языка
- Синтаксис и фонетика
- Синтаксис и словообразование
- Вопрос 2. Система синтаксических единиц.
- Вопрос 3. Синтаксические связи и отношения, средства их выражения.
- Средства синтаксической связи и выражения синтаксических отношений
- 1. Словоформы.
- 2. Служебные слова - союзы и частицы.
- Вопрос 4. Грамматические значения (гз) синтаксических единиц.
- Вопрос 5. Основные этапы изучения синтаксиса русского языка. Основные направления в изучении синтаксической теории на современном этапе.
- 1 Этап (вторая половина XIX – начало XX вв.)
- 2 Этап (50-е годы XX века)
- 3 Этап (вторая половина XX века- начало XXI века)
- Лекции № 2-3. Словосочетание.
- Вопрос 1. Вопрос о словосочетании как синтаксической единице в русской грамматике.
- Вопрос 2. Характеристика словосочетания как синтаксической единицы.
- Признаки словосочетания:
- Словосочетание и слово
- Словосочетание и предложение
- Вопрос 3. Классификация подчинительных словосочетаний.
- 1. По морфологической природе главного компонента.
- 2. По видам синтаксической связи.
- 3. По семантико-синтаксическим отношениям.
- 4. По степени спаянности компонентов.
- 5. По структуре.
- Вопрос 4. Вопрос о сочинительных словосочетаниях.
- 1) По средствам связи:
- 2) По синтаксическим отношениям:
- 3) По потенциальному количественному составу:
- Лекции № 4-5. Предложение как основная синтаксическая единица.
- Вопрос 1. Вопрос о сущности предложения как синтаксической единицы.
- Вопрос 2. Основные признаки предложения.
- 1 Признак предложения- предикативность.
- 2 Признак предложения- интонационная завершенность.
- 3 Признак предложения- относительная семантическая законченность.
- 4 Признак - грамматическая оформленность.
- Вопрос 3. Аспекты исследования предложения в современной синтаксической науке.
- I. Логический аспект изучения предложения.
- II. Структурный аспект изучения предложения.
- III. Семантический аспект изучения предложения.
- IV. Коммуникативный аспект изучения предложения.
- Вопрос 4. Типология предложений.
- 1. Типология по цели высказывания.
- 2. Типология по эмоциональной окрашенности.
- 3. Типология по характеру предикативных отношений.
- 4. Типология по структуре.
- Лекция № 6. Простое предложение.
- Вопрос 1. Основные признаки простого предложения как единицы синтаксиса.
- Вопрос 2. Структурные схемы и парадигма простого предложения.
- Вопрос 3. Основные семантические типы простого предложения.
- 3. Семантика акциональности (действования).
- 4. Семантика характеризации.
- Вопрос 4. Современные концепции структурно-семантического устройства простого предложения.
- Лекции № 7-8. Двусоставные предложения. Главные члены предложения.
- Вопрос 1. Двусоставные предложения.
- Вопрос 2. Члены предложения как структурно-семантические компоненты предложения, их типология.
- 1. По морфологическому выражению:
- 2. По функции:
- 3. По структурной обязательности:
- 4. По семантике:
- Вопрос 2. Подлежащее, его структурно-семантические признаки и способы выражения.
- 3. Подлежащее, выраженное синтаксически цельным словосочетанием:
- Вопрос 3. Сказуемое, его структурно-семантические признаки и способы выражения.
- Типология сказуемого
- 1. Простое глагольное сказуемое.
- 2. Простое глагольное сказуемое осложненного типа.
- 3. Составное глагольное сказуемое.
- 4. Составное именное сказуемое.
- 5. Сложное сказуемое.
- Вопрос 4. Предикативная связь главных членов предложения.
- Лекции № 9-10. Односоставные предложения.
- Вопрос 1. Общая характеристика односоставных предложений.
- Вопрос 2. Типология односоставных предложений.
- Определенно-личные предложения
- Неопределенно-личные предложения
- Обобщенно-личные предложения
- Безличные предложения
- Инфинитивные предложения
- Номинативные предложения
- Вокативные предложения
- Генитивные предложения
- Лекции № 11-12. Второстепенные члены предложения.
- Вопрос 1. Второстепенные члены как структурно-семантические компоненты распространенного предложения. Из истории изучения второстепенных членов предложения.
- Из истории изучения второстепенных членов предложения
- 1 Этап.
- 2 Этап.
- Вопрос 2. Типология второстепенных членов предложения.
- Вопрос 3. Характеристика присловных членов предложения. Определение
- Приложение
- Дополнение
- Обстоятельство
- Разряды обстоятельств по значению
- Вопрос 4. Приосновные члены предложения (детерминанты).
- Вопрос 5. Синкретизм второстепенных членов предложения.
- Основные причины синкретизма второстепенных членов предложения
- Лекция № 13. Неполные и нечленимые предложения.
- Вопрос 1. Понятие о неполных предложениях.
- Вопрос 2. Разновидности неполных предложений, их характеристика.
- Вопрос 3. Вопрос об эллиптических предложениях.
- Вопрос 4. Нечленимые предложения (слова-предложения).
- «Современный русский литературный язык. Синтаксис словосочетания и простого предложения» рабочая тетрадь. Курс лекций»
- 241036, Г. Брянск, ул. Бежицкая, 14