logo
раб

2. По видам синтаксической связи.

1) согласование – ____________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Согласование бывает:

а) __________________________________________________________________________________

б) __________________________________________________________________________________

2) управление _______________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Виды управления различают по нескольким основаниям:

1) по наличию / отсутствию предлога как средства связи:

а) __________________________________________________________________________________

б) __________________________________________________________________________________

2) по главному слову:

а) __________________________________________________________________________________

б) __________________________________________________________________________________

в) __________________________________________________________________________________

3) по характеру связи компонентов: а) сильное, б) слабое.

При сильном управлении главное слово обязательно нуждается в распространителе для реализации своего значения или для восполнения смысловой недостаточности.

Группы слов, способные к сильному управлению:

1) все переходные глаголы с сущ. в винительном падеже без предлога или в родительном падеже при отрицании: ________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

2) существительные, образованные от переходных глаголов, требующие родительного падежа без предлога: ___________________________________________________________________

3) глаголы со значением желания, ожидания, требования, опасения, при которых отвлеченные существительные имеют форму родительного падежа без предлога: ______________________

____________________________________________________________________________________

4) отглагольные существительные со значением желания, ожидания, требования, опасения, при которых отвлеченные существительные имеют форму родительного падежа без предлога: ___

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5) количественные числительные с зависимыми существительными в родительном падеже: __________________________________________________________________________________

6) приставочные глаголы, употребляющие только с определенными предлогами и допускающими только одну (редко – две) форму зависимого слова: _______________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7) формы сравнительной степени прилагательных и наречий с зависимыми словами в родительном падеже: _____________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

При слабом управлении употребление зависимого слова в определенной форме косвенного падежа не предопределено грамматическими и семантическими особенностями главного слова:

Жить:

для пространственных отношений – _____________________________________________________ для объектных отношений ____________________________________________________________ для качественной характеристики _______________________________________________________

для временных отношений _____________________________________________________________

Слабое управление характерно для непереходных глаголов: приехать за вещами, на машине, к реке...

Им обладают и глаголы с сильным управлением: мыть руки – сильное управление, но могут быть и слабоуправляемые формы: мыть с мылом, водой, в тазу, под краном.

Способны к слабому управлению: отвлеченные существительные (жизнь в городе, без огорчений, с другом), прилагательные (сильный духом, до удивления), наречия (далеко от города, до дома), порядковые числительные (первый с краю, от леса, по списку).

3) примыкание - _____________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Примыкают неизменяемые слова:

Деление подчинительной связи на три вида пересекается с разграничением связей по принципу обязательности / факультативности.

Обязательной считается связь, если главное слово нуждается в зависимом слове для восполнения смысловой недостаточности: выглядеть хорошо, оказаться свидетелем, наткнуться на препятствие.

При факультативной связи главное слово главное слово является достаточным для выражения понятия: река, темный, спать. Зависимый компонент возможен, но не обязателен.

Именно понятие обязательной / факультативной связи легло в основу разграничения сильной и слабой связи. Причем эти характеристики переносятся не только на управление, но и на согласование и примыкание.

Согласование бывает сильным, если главным словом является слово с ослабленной семантикой (это дело веселое, это вещь непостижимая, он человек странный).

Примыкание тоже может быть сильным: умудриться (что сделать?) упасть, находиться (где?) поблизости.

В системе подчинительных связей выделяются вариативные связи, которые выражают близкие смысловые отношения: работать вечерами - по вечерам, летать на самолете - самолетом, письмо другу - письмо к другу.

При наличии параллельных образований одна из форм со временем становится более продуктивной, в последнее время заметна продуктивность беспредложных форм. Параллельные синтаксические связи становятся предметом исследования не только синтаксиса, но и синтаксической семантики и стилистики. Формы могут различаться смысловыми оттенками (просить помощи - просить о помощи) либо стилистической окрашенностью (идти по грибы - идти за грибами, работать по окончании вуза - работать после окончания вуза).