logo
Леонов Русский лес

33. Драматургия а. Вампилова и Петрушевской

Рубеж 60-80-х годов был ознаменован активным поиском новых форм в драматургии и театре. Внимание к тем житейским моментам, которые служат точкой пересечения общественной и личной психологии, характерны для творчества В. Розова, А. Володина, А. Вампилова и многих других. Производственной драмой (А. Дворецкоий "Человек со стороны"), психологическая драма В. Розов "Вечно живые" и А. Вампилов.

В середине 80-х годов большое развитие получает философская драма (основные вопросы человеческого бытия). пьесы «Она в отсутствии любви и смерти" Э. Радзинского.

Александр Валентинович Вампилов 1937-1972– драматург, особенно много сделавший для возрождения и обновления традиции русской классической реалистической драмы во второй половине века. Вампилов сосредоточивает внимание на духовно-нравственной сущности личности и вслед за классиками утверждает в своих пьесах общечеловеческие ценности, уходит от схематизма и декларативности.

Пьесы «Прошлым летом в Чулимске», «Старший сын», «Утиная охота», «Прощание в июне».

!! Главная философская проблема, которая объединяет всего его произведения, – мысль о том, как стать и остаться человеком, прожить жизнь, достойную человека. Тема – расставание с иллюзиями. Главные герои раскрываются в напряженные моменты жизни, в ситуации выбора. Особый интерес драматург проявлял к судьбе молодого героя, вступающего в жизнь и стремящегося найти себя.

Вариант разрушения личности человека, живущего эгоистическими побуждениями, погрязшего в беспутстве, представлен в «Утиной охоте». это драма несостоявшейся человеческой личности. Несостоявшейся в силу абсолютной бесхребетности, безответственности, духовной опустошенности. Главному герою пьесы Зилову безразлично все на свете. Истоки его нравственного оскудения скрыты, но тем более они опасны, говорит автор. Зилов не любит ни друзей, ни родителей, ни жену. Получив телеграмму от отца, в которой тот просит сына навестить его в последний раз, Зилов иронически сообщает очередной любовнице: «Опять этот старый дурак умирает». Цинизм, эгоизм, беспутство пронизали жизнь Зилова насквозь. От природы в него вложен большой потенциал, но ничего не реализовано. В финале герой оказывается перед дилеммой возможного самоубийства. В самом ли деле Зилов убьёт себя, или это очередная игра, важная для его самосознания – читателю остаётся неизвестным. Есть впечатление, что Зилов слишком эгоистичен, чтобы убить себя.

Фон действия в течение всей пьесы – окна квартиры Зилова, за которыми серый день, унылое небо. Однако в самой последней сцене на небе появляется маленький голубой просвет. Таким образом, показывает автор, не исключено, что всё пережитое не пройдёт бесследно, и этот человек начнёт меняться.

ПЕТРУШЕВСКАЯ – НА ЛИСТКЕ