logo
Леонов Русский лес

Проза «сорокалетних» (в. Маканин, р. Киреев, а. Ким)

попытка создания новой картины мира в русской литературе второй половины ХХ в., была предпринята поколением «сорокалетних», которые, оставаясь в русле традиции, ценя её, не пошли по пути копирования чужого опыта. Они попытались вписать своих сомневающихся, рефлектирующих героев в дискретный мир, доверив самим персонажам решение своих судеб. Главным сюжетным приёмом прозы «сорокалетних» следует считать отсутствие однозначного, морализаторского финала. Избегают авторы прямых оценочных характеристик, выводя своих героев из мира привычной им современности то в мир опыта предшествующих поколений (Р. Киреев, А. Курчаткин), то в пространство культуры (В. Маканин). Герой в прозе «сорокалетних» перестал принадлежать только быту и своей современности. Любовно-бытовой сюжет в их истолковании получил отчётливую личностную направленность, существенно усилив лирическую, эмоциональную составляющую. Герой и мир в той картине, которую предложили «сорокалетние», находятся в состоянии диалога, взаимозависимы и лишены привычно воспринимаемых закреплённых ролей. Жизненная реальность в произведениях «сорокалетних» утрачивает право быть единственным источником объективной оценки.

Проза конца ХХ в. отдаёт предпочтение художественной реальности, субъективности оценок героев. Всё вышеперечисленное свидетельствовало об ослаблении господствовавших в 1960 – 1970-х гг. эпических тенденций в прозаических сюжетах, отдавая предпочтение остросубъективному видению. Смешение эпических и лирических интенций в развитии сюжета, в том числе и любовно- бытового, с неизбежностью вело к ослаблению реалистических позиций в прозе конца ХХ века. Постреализм в прозе 1970-1990-х годов (В. Маканин, Л. Петрушевская)

Проза «сорокалетних». Появление литературной группы в середине 1970-х гг.: А. Афанасьев, Л. Бежин, С. Есин, А. Ким, Р. Киреев, В. Крупин, В. Личутин, В. Маканин, В. Орлов, А. Проханов и др. Двойственная позиция критики по отношению к «сорокалетним». В. Бондаренко как ведущий критик этого направления и его работа «“Московская школа” или эпоха безвременья». Интерес писателей к частной жизни, бытовым коллизиям. «Промежуточный» герой как человек без идеалов. Ситуация безвременья и «междомья» в текстах «сорокалетних». Постепенный распад единства и выделение отдельных авторов (В. Маканин, А Ким, А. Проханов).

Проза В.Маканина 1990-х годов. «Песочные часы» как художественная модель мира писателя. Своеообразие героя Маканина. Роль «сюжета усреднения» в изображении толпы, народных масс. Черты антиутопии в повестях «Долог наш путь», «Лаз» и др. Экспериментальный «маленький роман» «Стол, покрытый сукном и с графином посредине». Особенности графической передачи содержания текста. Автор и герой в романе "Андеграунд, или Герой нашего времени", разные уровни повествования. Роль интертекстуальности, игровое начало, своеобразие хронотопа романа как "текста в тексте". "Трансметареализм" (Н.Иванова) как основа творческой манеры писателя.