10. Твардовский в период вов, «Василий теркин»
Во время Великой Отечественной войны поэт работал во фронтовой печати. Многие его стихотворения составили фронтовую хронику. Некоторые его стихотворения очень похожи на «новеллы» о героях войны. К ним относятся такие стихотворения, как «Рассказ танкиста», «Дом бойца». Все они пропитаны необычайной любовью к земляку, солдату, герою, к Родине, которую он призван защитить. Теплотой согреты строки о родной стороне и о народе, который должен добить фашиста в стихотворении «Партизанам Смоленщины»:
Эй, родная, смоленская,
Сторона деревенская,
Эй, веселый народ,
Бей! Наша берет!
непреходящее значение имеют произведения поэта, тяготеющие к раздумьям об ужасах войны, о подвиге, о смерти. Образцом этой тематики является стихотворение «Я убит подо Ржевом». Как реквием звучат строки:
И у мертвых, безгласных,
Есть отрада одна:
Мы за родину пали,
Но она спасена.
Именно на фронте у него родилась знаменитая "книга про бойца" поэма "Василий Теркин", получившая всенародное признание. Ее герой стал символом русского солдата, его образ - предельно обобщенный, собирательный, народный характер в лучших его проявлениях - патриотизм, готовность к подвигу, любовь к труду. И вместе с тем Теркин - это не абстрактный идеал, а живой человек, веселый и лукавый собеседник. В его образе соединились и богатейшие литературные и фольклорные традиции, и современность, и автобиографические черты, роднящие его с автором (недаром он смоленский).
а) построение поэмы сохраняет пр-п хроникальности, дневникового времени, с ответвлениями в другие пласты времени, и пр-п последоват-ти эпизодов, объед-х судьбами одного центр-го героя и эпизодических персонажей. Появляется сквозной 2й герой, описывающий сам себя, — автор. Он присутствует везде, говорит от своего имени, но местами и от имени героя.
Как такового сюжета в поэме нет («На войне сюжета нету»), но она построена вокруг связующей идеи военной дороги, по которой Тёркин вместе со всей советской армией идёт к цели. Недаром центральной главой большинство критиков считает главу «Переправа».
Теркин - душа солдатской компании. товарищи любят слушать его то шутливые, а то и серьезные рассказы. Теркин - это и боец, герой, совершающий фантастические подвиги, описанные с присущей фольклорному типу повествования гиперболичностью (так, в главе "Кто стрелял?" он из винтовки сбивает вражеский самолет), и человек необычайной стойкости - в главе "Переправа" рассказано о подвиге - Теркин переплывает ледяную реку, чтобы доложить, что взвод на правом берегу,- и умелец, мастер на все руки. Написана поэма с той удивительной классической простотой, которую сам автор обозначил, как творческую задачу:
"Пусть читатель вероятный
Скажет с книжкою в руке:
- Вот стихи, а все понятно,
Все на русском языке".
Поэма состоит из 30 глав, 09100003пролога и 00080003эпилога, условно разделяясь на три части, совпадающие с началом, серединой и концом войны. Каждая глава — небольшая новелла об эпизоде из фронтовой жизни Тёркина, не связанная с другими каким-либо общим сюжетом.
Чувство горечи и скорби наполняет первую часть, вера в победу - вторую, радость освобождения Отечества становится лейтмотивом третьей части поэмы. Это объясняется тем, что А.Т.Твардовский создавал поэму постепенно, на протяжении всей Великой Отечественной войны 1941-1945г.
Теркин принимает командование взводом на себя, когда убивают командира, и первым врывается в село; однако герой вновь тяжело ранен. Лежа раненным в поле, Теркин беседует со Смертью, уговаривающей его не цепляться за жизнь; в конце концов, его обнаруживают бойцы, и он говорит им:
«Уберите эту бабу,
Я солдат еще живой»
В поле зрения А.Т.Твардовского в поэме «Василий Теркин» находится не только фронт, но и те, кто трудятся в тылу ради победы: женщины и старики. Персонажи поэмы не только воюют - они смеются, любят, беседуют друг с другом, а самое главное - мечтают о мирной жизни. Реальность войны объединяет то, что обычно несовместимо: трагедию и юмор, мужество и страх, жизнь и смерть.
- 10Гражданская война в произведениях м.Булг («Дни Турбинных», «Бег», «Белая гвардия»).
- 10. Твардовский в период вов, «Василий теркин»
- 11. Твардовский за далью даль
- 12. Твардовский 50-60
- 20. Солженицын
- 21. Шукшин
- 31. Поэтический мир Иосифа Бродского
- Проза «сорокалетних» (в. Маканин, р. Киреев, а. Ким)
- 33. Драматургия а. Вампилова и Петрушевской
- 34. Феномен «другой» прозы
- 39. Платонов 40-60
- 40. Зощенко 40-50
- 46. Астафьев
- 49. «Прокляты и убиты» Астафьев
- 50. Проблема нравственного выбора в творчестве в. Быкова
- 69 Платонов Катлован