logo
лекции

1. Аспекты изучения семантики текста. Понятие семантического пространства текста

В художественном тексте заложен смысловой заряд, сила воздействия которого не ограничена местом и временем, ибо содержание художественного текста не замкнуто и относительно бесконечно. Об этом свидетельствует тот факт, что великие произведения искусства не утрачивают актуальности многие годы и в разные времена интерпретируются и воспринимаются по-разному. Очевидно, в этом и заключается основная трудность научного определения объема категории «содержание текста». Имея в виду относительную растяжимость смысла текста, исследователи пытаются выявить хотя бы существенные его составляющие, к которым относят обычно систему образов, тематические мотивы, идейно-образное содержание, авторские интенции и оценки (см., например: Гальперин, 1981; Гак, 1974; Новиков, 1988).

Рассмотрение текста как семантической структуры выдвигает проблему сегментации содержания текста, а для классификации кванта информации текста предлагаются различные термины, в том числе и термин «смысл». И.Р. Гальперин считает целесообразным рассматривать содержание как совокупность смыслов. По его мнению, «смысл нечленим, содержание членимо. Содержание обычно неповторимо…. Смысл может повторяться».

Методика установления степеней значимости семантических компонентов текста, методика определения их иерархии пока еще глубоко и однозначно не разработана. В то же время в концепции семантической структуры текста есть устойчивые представления о значимости отдельных микрокомпонентов содержания текста. Так, по общепринятому мнению, вершину иерархии семантических компонентов содержания текста составляет индивидуально-авторская концепция мира, ибо любое произведение представляет собой субъективный образ объективного мира действительности. Это универсальная черта любой индивидуальной картины мира, которая всегда несет в себе черты своего создателя. В этом заключается парадоксальный секрет художественного текста: отображая действительность, художник обнаруживает себя, и наоборот, выражая свои думы и чаяния, он отображает мир и себя в мире. В результате этого плоть художественного произведения, отторгнутая материаль­но от своего создателя, в то же время несет на себе его печать. Она как двуликий Янус имеет лицо создателя (образ автора) и лик объективной дей­ствительности (образ мира).

Вследствие этого текст понимается как двухмерная структура, образуемая в ре­зультате использования авторами специфической системы кодифицирования, разновидность речевого акта, т. е. акта коммуникации между автором (адресантом) и читателем (адресатом). Подобный подход обусловливает особенность интерпретации семантики текста, которую, как неоднократно подчеркивает А. И. Новиков, «составляет мыслительное образное образование, которое соответствует непосредственному результату понимания. Этот результат существует в виде той информации, которая возбуждается в интеллекте непосредственно под воздействием совокупности языковых средств, составляющих данный текст, а также той информации, которая привлекается для его понимания».

Для обозначения содержательной стороны самого сложного языкового знака - текста стал использоваться термин «семантическое пространство».

В категориях пространства рассматривается текст в двух своих ипостасях: текст как совокупность линейно расположенных знаков и текст как совокупность смыслов.

Семантическое пространство текста - это ментальное образование, в формировании которого участвует, во-первых, само словесное литературное произведение, содержащее обусловленный интенцией автора набор языковых знаков - слов, предложений, сложных синтаксических целых (виртуальное пространство); во-вторых, интерпретация текста читателем в процессе его восприятия (актуальное семантическое пространство).

Содержание текста напрямую соотносится с его денотативно-референциальной основой, а смысл - с интерпретационным компонентом семантического пространства (с двойной интерпретацией - автора и читателя), с его концептуальной на­правленностью.

Антропоцентризм текста обусловлен эгоцентрической позицией человека ,(в облике автора и обликах персонажей) в семантическом пространстве текста. Человек - центр литературного произведения и как субъект повествования, и как объект эстетического художественного познания.

Наряду с текстовой универсалией «человек» в литературном произведе­нии сопряжены не менее важные универсалии «время» и «пространство», которые нерасторжимыми узами связаны между собой (это отражается в тер­мине «хронотоп»). Человек в тексте изображается во времени и простран­стве: он условно привязан к определенному месту и существует в конкретном текстовом времени.

Сопрягаемые с категорией образа автора текстовые категории «вре­мя» и «пространство» обнаруживают его знания о мире, выполняют коорди­нирующую и моделирующую функции, а соотнесенные с образами персона­жей, они выполняют конкретизирующую и характерологическую функции. Место и время определяют тип и характер героя. Думается, лучшим приме­ром этому положению служат персонажи романа Н. В. Гоголя «Мертвые души» Коробочка, Собакевич, Манилов и др.

Таким образом, можно утверждать, что категории (универсалии) «чело­век», «время», «пространство» являются необходимыми атрибутами семантичес­кого пространства художественного текста, они его организуют, т. е. выполняют текстообразующую функцию. Эта функция обнаруживается в пространствен­но-временной организации художественной реальности как условной, вымыш­ленной или близкой реальному миру, в организации системы образов персо­нажей, в установлении позиции автора по отношению к изображаемому миру.

Итак, семантическое пространство текста целостно и дискретно. Пред­ставление о его организации может быть отражено в следующей схеме, со­стоящей из оппозиций:

Вербальное Ментальное

↓ ↓

Виртуальное Актуальное

↓ ↓

Содержание Смысл

(денотативно-референциальное) (концептуальное)

↓ ↓

Эксплицитное Имплицитно-эксплицитное

↓ ↓ ↓

Денотативное Концептуальное Эмотивное

↓ ↓ ↓ ↓

Человек Пространство Время Эмотивно-аксиологическое

Универсальные смыслы «человек», «пространство», «время» являются доминантами семантического пространства текста, а соответствующие им текстовые категории выполняют общие текстообразующие функции. К ним относятся моделирующая, координирующая и характерологическая функции. Учитывая значимость этих категорий в формировании семантики художественного текста, считаем необходимым выделить в качестве важнейших следующие сферы семантического пространства, которые требуют специального рассмотрения и лингвистического анализа. Это концептуальное, денотативное и эмотивное пространства текста.

|