logo
Элективный курс «Тайна текста» Пояснительная за

Текст как «речевое» произведение

Изучение этой важной темы требует повторения материала. Поскольку с понятием текста учащийся знакомится теперь уже на ранних этапах обучения и затем неоднократно возвращаться к нему, надо, конечно, повторить все то, что им известно о тексте.

Но при этом учитель должен подводить учащихся к филологическому пониманию текста. На это приходится обращать особое внимание, так как приходится под влиянием некоторых некритически воспринятых направлений «лингвистики текста». В школьную практику проникают толкование текста, как «единицы языка», столицей в ряду «звук (фонема), морфема, слово, словосочетание, предложение, текст». Такую точку зрения можно назвать слишком узкой, так как текст - явление принципиального иного порядка, чем единицы языкового строя.

Текст – явление употребления языка, и именно этим обусловлена его специфика.

Здесь уместно сказать несколько слов о так называемой «лингвистике текста». Нередко к ней относят без разбора все направления языкознания, которые, так или иначе, обращаются к тексту. Название «лингвистика текста» больше всего соответствует тому направлению, которое настаивает на «собственно лингвистическом» подходе к тексту и рассматривает текст как единицу языкового строя. А этому направлению противостоит стилистика (не «лингвистика») текста, основывается на филологическом подходе к тексту и рассматривает текст как явление языкового употребления. Надо ли рассказывать учащимся о различных подходах к тексту, о нетождественности «лингвистики текста» и стилистики текста более подробно – решать учителю.

Так или иначе в раскрытии понятия текста как явления употребления языка и характеристики признаков текста главная роль должна принадлежать объяснениям учителя.

В определении текста полезно особо обозначить каждый из признаков, совокупность которых выявляет сущности этого феномена:

Текст – это (1) выраженное в письменной или устной форме (2) упорядоченное, и (3) завершенное (4) словесное целое, (5) заключающие в себе определенное содержание, (6) соотносимое с одним из жанров художественной или нехудожественно словесности, (7) ограниченное от других подобных целых и (8) в случае необходимости воспроизводимое в том же виде.

Раскрытие понятия о тексте и его строение не ограничивается перечислением признаков текста и его определением. Оно требует рассмотрения еще ряда вопросов: тема и содержание текста, тема и идея, предметно-логическая и эмоционально- экспрессивная стороны содержания текста и их словесное выражение, различное соотношение предметно-логической и эмоционально-экспрессивной сторон в разных видах «речевых произведений» (текста). Конечно, учитель разъясняет, толкует теоретические положения, но основной упор надо сделать на работу учащихся с текстами.

Одновременно с осмыслением понятия «текст», определением его темы, основной мысли, выявлением средств связи между его частями и нахождением ключевых слов – понятий. Может быть проведена работа по разделению текста на части, работа по обучению учащихся сокращению текста, сжатию, составлению простого и сложного плана.

Важно, чтобы производимый разбор, анализ направлял внимание учащихся на языковую форму, итогом бы являлись бы знания и умения, позволяющие глубоко и полно воспринимать содержание текста. Этому будет способствовать такие вопросы и задания: определите тему данного текста. Чем вы подтвердите свой вывод? Какие слова позволяют обеспечить единство темы и связь между частями темы? Какими частями речи они являются?

Чтобы облегчить работу учащихся, можно предложить готовые памятки или разработать их совместно, содержащие основные понятия, на которые должны опираться учащиеся, при аналитической работе с текстом.

Необходимо также провести практическую работу по анализу структуры абзаца. Учащиеся находят абзацный зачин и комбинирующие части и делают выводы о том, что основные фразы абзацев (абзацные зачины) логически однозначны, взаимосвязаны и составляют единое целое. Отмечается, что бывают абзацы, состоящие из одного предложения. Можно провести и такую работу: искусственно переместить абзац. Тогда учащиеся смогут заметить нарушение логики повествования. Для самостоятельной работы рекомендуется составить текст из трех-четырех абзацев, соблюдая правила построения абзаца и установить логическую и грамматическую связь между предложениями и абзацами, озаглавить текст. Тематику можно сделать свободной.

Из курса средней школы учащиеся знают три типа речи: повествование, описание и рассуждение. Каждому типу речи можно посветить одно занятие. Основная цель – совершенствование речевых умений учащихся. Особую важность представляет наблюдение над текстами разных типов, а так же составление с соблюдением характерных для них композиционных особенностей.

Работа с текстом предполагает такие задания: определите, к какому стилю можно отнести данный текст или докажите, что этот текст относиться к научно-популярному стилю и т.д. Чтобы выполнить их необходимо освежить знания учащихся о разновидностях стилей речи.

Можно провести семинарское занятие “Разные манеры пользоваться языком”. Учащимся следует напомнить о том, что условия языкового общения бывают различны, употребление языка не может быть всегда одинаковым. В разных случаях выбираются разные языковые единицы и различным образом объединяются. “Так создаются, – писал Г.О.Винокур,- понятия разных стилей языка – языка правильного и неправильного, торжественного и делового, официального и фамильярного, обиходного и т.п.. Все такого рода языки представляют собой не что иное, как разные манеры пользоваться языком”. Стоит напомнить, что слово стиль многозначно. В самом широком смысле стиль понимается, как совокупность характерных признаков, особенностей, свойственных чему-либо, отличающих что-либо. Это “что-либо” может быть и деятельностью (стиль работы, стиль руководства и т.п..), и способом исполнения (стиль плавания, стиль бега и т.п.), и манерой вести себя, одеваться (он поступил в своем стиле, она одевается в стиле «ретро» и т.д.). В более узком смысле стиль означает направление в искусстве, отличающийся особыми признаками, свойствами художественного выражения (В стиле живописи, музыки и т.п.). Есть описание значения слово стиль – способ летоисчисления (старый стиль, новый стиль). Занятие можно разнообразить дополнительным историческим материалом. Само слово стиль (греч. Stylos лат. stylys) в древности означало заостренную с одного конца, и закругленную с другого палочку, стержня из дерева, кости или металла. Острым концом писали на покрытых воском дощечках, закругленным разравнивали, чтобы исправить ошибку или писать снова. «Почаще поворачивай стиль!» - этот совет означал: Чаще исправляй написанное, добивайся правильности, ясности, краткости, выразительности выражения. Вполне естественно, что со временем стали говорить у него плохой стиль, у него многословный стиль и т.д. имея в виду уже не орудие письма, а качество написанного особенности словесного выражения. В дальнейшем палочка для письма и вовсе вышла из обихода, а словом стиль стали изображать манеру пользоваться языком, разновидность употребления языка. Такое понимание стиля вполне правильно, но носит самый общий характер и потому нуждается, по крайней мере, в двух уточнениях: во-первых, надо отметить, что стиль – категория историческая; во-вторых, следует иметь в виду, что понятие стиля приложимо к весьма различным случаям употребления языка.

Круг вопросов, обсуждаемых на данном семинарном занятии, каждый учитель определяет самостоятельно, в зависимости от уровня подготовленности учащихся. Для тех ребят, не определяется в теоретических вопросах, можно предложить карточки с заданиями. Защищая свои ответы, они проделают определённую работу и с теорией, и сразу же с практикой.

Но ещё раз напоминаем, как бы не повторялись определённые теоретические положения, связанные с темой «Текст как «речевое» произведение», основной упор надо сделать на работу учащихся с текстом. Естественно, что первые шаги будут совместными, т. е. под началом учителя, а в дальнейшем вполне самостоятельными, но с карточками самопроверки.

Таким образом, глубокое проникновение в текст требует хорошо развитых творческих способностей. В самостоятельном поиске старшеклассников, организованном преподавателем, формируется познавательный интерес, высокая активность.