logo
Элективный курс «Тайна текста» Пояснительная за

Чтение и понимание текста – процесс творческий

Чтение – это осмысление зрительно воспринимаемого текста, опосредованное общение читателя с автором высказывания и с самим собой. Данное определение не отражает многих аспектов такого сложнейшего психологического и интеллектуального процесса, каким является чтение. Умение читать предполагает овладение техникой чтения, есть правильным озвучиванием письменного текста и умением осмыслить прочитанное.

Современное состояние навыков чтения у учащихся не удовлетворяет ни школу, ни общество. Школьники читают мало и неохотно, многие не понимают смысла прочитанного, не лучше обстоят дела и с восприятием художественного высказывания: только 20 % учащихся смогли определить основную мысль предложенного текста.

Существует целый ряд причин такого положения, в числе которых есть и социальные: общий спад интереса к учению, обилие источников информации и другие. Однако главной причиной все-таки следует признать несовершенство обучения чтению, отсутствие целенаправленного формирования читательской деятельности школьников.

Для эффективной организации обучения чтению необходимо учитывать три аспекта в восприятии высказывания: 1) роль текста, 2) протекание процесса чтения, 3) роль читателя.

Роль текста проявляется в том, что разные тексты мы читаем по-разному. Следовательно, для чтения и анализа нужно предлагать ученикам высказывания, различные по типу речи, стилю, жанру, и показать специфику их чтения. Школьная программа, к сожалению, не учитывает этого, и не называет важнейшего признака зрелого чтения – его гибкости, способности читать по-разному. Ёще в 20-е годы нашего столетия С.И. Абакумов подчеркивал, что «методика чтения художественных произведений должна строго отличаться от методики чтения научно-популярных статей». В первом случае, говорил он, необходимо творческое чтение, а во втором – объяснительное.

В зависимости от специфики текста и коммуникативной задачи читателя выделяют следующие виды чтения: поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее.

Поисковое чтение – это просмотр текста с целью поиска слова, факта, даты и пр. На занятиях курса данный вид чтения будет присутствовать главным образом при работе со словарями, когда учитель, тренирую зрительный аппарат учеников, развивает их способность мгновенно находить на странице нужное слово.

Целью просмотрового чтения является получение самого общего представления о содержании текста, о его теме и круге затронутых вопросах. Учащимся важно узнать, есть или нет в тексте интересующая его информация, поэтому полезна установка, о чём сообщается, а не «что сообщается».

При ознакомительном чтении цель – познакомиться с содержанием текста, выяснить, какие вопросы ставятся и как они решаются. Этот вид чтения используется для работы с текстами, которые допускают потерю части информации, так как учащемуся важно понять только самое главное, и он может опустить второстепенное, несущественное. Приёмы ознакомительного чтения будут реализовываться в работе с научно-популярными текстами о языке.

На занятиях элективного курса будут востребованы тексты с высокой информативной насыщенностью, в которых почти все положения относятся к основным и одинаково важны для понимания. В первую очередь это тексты определений лингвистических понятий, орфографических и пунктуационных правил, а также образцы рассуждений, грамматического разбора и памятки. При работе с ними используется изучающее чтение. Этот вид чтение необходим, когда требуется максимально полное и точное понимание информации, которую читатель предполагает затем использовать. Поэтому он работает медленно, перечитывает, обязательно анализирует материал, чтобы лучше понять его и запомнить.

Необходимо учитывать учителю особенности процесса восприятия учащимися и письменного текста. В структуре чтения, как и любой деятельности, можно выделить следующие компоненты: ориентировка, планирование, реализация, контроль. Что требует отрабатывать четыре этапа:

  1. общая ориентировка в тексте, обеспечивающая коммуникативно-познавательную потребность (установку на понимание);

  2. планирование чтения: определение его цели и вида;

  3. анализ текста с целью его понимания;

  4. контроль (самоконтроль) за процессом и результатом деятельности.

Первый и второй этапы – ориентировки и планирования – в читательской деятельности психологи (Г.Г. Гранник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая0 называют предваряющим чтением. Первым шагом на пути к пониманию текста является встреча с заголовком. Прочтение заглавия заставляет человека осуществить две операции, противоположные по направленности, это шаг назад – актуализация уже известного о данном предмете и шаг вперёд – догадка о возможном содержании текста, его вероятностное прогнозирование. Эти приёмы работают и в процессе чтения всего текста, обеспечивая его понимание. Первый взгляд на текст в большинстве случаев позволяет определить его тип, стиль, жанр. Такая ориентировка помогает выбрать вид предстоящего чтения (если он не задан учителем), спланировать свою деятельность.

Третий этап речевой деятельности – её реализация, т.е. собственно чтение, анализ текста. Различные высказывания мы читаем по-разному, и всё же в их чтении есть нечто общее, так как в любом случае мы воспринимаем текст, обладающий а) содержанием, б) строением и в) языковым оформлением. Следовательно, существует общие приёмы чтения, приёмы анализа текста.

Как происходит погружение в текст? Луч нашего внимания передвигается по тексту, выделяя смысловые части. Наименьшая смысловая часть – слово. Понимание текста – это понимание каждого слова. В тексте, особенно научном, могут встретиться незнакомые или непонятные учащимся слова. Привычка скрывать своё непонимание – одна из причин неуспеваемости учащихся. Выход в побуждении к постановке вопросов о непонятном. Но простого побуждения мало. Нужно научить школьников ставить вопросы, и тогда их объектом станет не только непонятное, но и самое главное в тексте. Чтение станет своеобразным диалогом с автором: задаём вопросы, высказываем свои догадки, а потом получаем ответ от автора текста.

Последний этап процесса чтения – контроль или самоконтроль за пониманием. Целью данного этапа является соотнесение новой информации, полученной из текста, с уже имеющимися знаниями. Восприятие текста может быть критическим, и тогда читатель должен оценить сообщение, высказать своё отношение к позиции автора высказывания. В практике обучения контроль за пониманием текста призван способствовать более глубокому проникновению в его содержание, структуру, язык.

Третьим моментом, определяющим читательскую деятельность, является роль читателя. Результаты деятельности определяются главным образом тем, кто её осуществляет. В процессе чтения личность проявляет себя на двух уровнях: неязыковом (экстравербальном) и языковом (вербальном). Экстарвербальный уровень отражает глобальную картину мира в сознании человека. Каждый из нас погружается в текст на разную глубину в зависимости от возраста, характера, опыта, накопленных знаний. Поэтому возможно различные прочтения текста. Вербальный уровень личности определяется тем, как человек владеет языком и речью. Таким образом, обучая чтению и пониманию текста, в ходе занятий элективного курса «Текстоведение» мы формируем данный коммуникативный уровень личности. Необходимо направить учащихся на то, что лежит в основе читательской деятельности.

  1. Знания:

2. Умения:

Организованная таким образом работа с текстом будет способствовать качественному усвоению знаний и формированию коммуникативного умения читать. Важность процесса восприятия письменного высказывания связана с тем, что «все виды речи теснейшим образом связаны. Продвижение в одном направлении тотчас отзовется на всех других. И наоборот, недостатки в одном виде речи скажутся на других». Умение воспринимать текст является той базой, на основе которой формируется умение создавать собственное высказывание.

На занятиях по теме «Чтение и понимание текста – процесс творческий» рекомендуется провести беседу с учащимися «Что такое талантливый писатель».

Звуки русского языка. Звуковые особенности стихотворного текста. Средства звуковой выразительности

Занятия по данной теме можно организовать следующим образом: семинарское занятие. «Звуки русского языка» и практическое занятие – исследование звуковых особенностей стихотворного текста.

Цель семинарского занятия – повторить ключевые понятия раздела «Фонетика» и наглядно представить фонетическую систему русского языка. Главную роль в достижении этой цели играют понятийный словарик, а также вопросы и задания с к семинару. Объем работы с фонетическими понятиями зависит от уровня подготовленности учеников. Следует обозначить, что звук – это наименьшая неделимая единица языка, слог – минимальный звуковой отрезок, на который приходится нарастание и спад воздушного потока, в слове столько слогов, сколько гласных звуков; более сильное произношение одного из слогов называется ударением, которое в русском языке разноместное (может падать на разные слоги), подвижное. Некоторые слова не имеют ударения (частица не, например), но есть и такие слова, которые кроме основного, имеют и второстепенное, побочное ударение (книжные, обычно сложные слова, слова с некоторыми приставками). Нельзя обойти вопрос о том, что гласные звуки в безударном положении (в слабой позиции) произносятся иначе: несколько короче, чем под ударением. При этом гласные звуки [а], [о], [э] изменяют своё качество: они становятся редуцированными, то есть краткими, с менее отчетливой артикуляцией. Сравнить, например, произношение [о] под ударением в слове воды и в безударном положении в слове вода. Казалось бы, изменение звука требует другой буквы для его обозначения, но буква для передачи измененного гласного звука выбирается с учетом морфологического принципа орфографии, то есть сохраняется единообразие в написании морфем. В приведенном примере гласный в корне передается той буквой, которая соответствует гласному звуку в сильной позиции (под ударением).

После семинарского занятия, опираясь на знания по фонетике, учащиеся могут обратиться к анализу художественного текста, сосредоточить свое внимание на средствах звуковой выразительности: аллитерации, ассонансе, звуковом повторе.

С учетом опыта работы со стихотворными текстами, используя дополнительный материал, можно обсудить «музыку слова» в пушкинских стихах, звуковые совпадения в стихотворных текстах.

Очень важно здесь донести новый для учащихся материал о звуковом символизме. Давно уже было замечено, что некоторые слова своими звуками как бы изображают то, что называют. Все звуки можно разделить на высокие и низкие. Исследования в области звукового символизма показали, что высокие звуки у большинства говорящих вызывают ощущение светлого, а низкие – темного. Например, такие слова, как свет, жизнь, день, снег и т.д., состоят преимущественно из высоких, а слова омут, боль, шум, кровь оковы – их низких звуков. Этим свойством звука – вызвать у большинства людей одинаковые ощущения и образные представления – издавна интуитивно пользовались поэты. В обычной нейтральной русской речи низкие и высокие, мягкие и твердые звуки встречаются примерно с одинаковой частотой; в поэтических текстах это равновесие нередко сознательно нарушается. Перевес низких над высокими может вызвать ощущение темноты и тяжести, и, наоборот, скопление высоких при маленьком количестве низких – ощущение света и радости.

Боже мой! вчера - ненастье,

А сегодня – что за день!

Солнце, птицы! блеск! и счастье!

Луг росист, цветет сирень…

(А.Н.Майков)

В этом четверостишии много высоких звуков, они преобладают. Но поэты в большинстве своем не создают новые слова, а пользуются готовыми, уже созданными народом словами – самоцветами, передающими разные оттенки чувств. Вот почему В.Маяковский писал о С.Есенине:

У народа, у языкотворца,

Умер звонкий забулдыга – подмастерье.

Как бы ни был велик поэт, он только подмастерье у мастера, создавшего язык. И не только в отдельных словах, но и в целых устойчивых словосочетаниях можно подметить эту тысячелетнюю работу мастера – языкотворца. Так преимущественно из высоких, диезных и неогубленных состоит фразеологическое выражение Ни свет ни заря, а из низких, несмягченных и бемольных – комок в горле, как обухом по голове. В пословице День меркнет ночью, а человек печалью от первого слова к последнему меняется соотношение высоких – низких в пользу низких (в первом слове 3 - 0, во втором 5 – 2, в третьем 3 – 2, в четвертом и пятом 4–3), и над всем выражением словно прокатывается волна печали.

Но следует отметить, что связи звука и цвета не всегда индивидуальны; они часто закономерны. Так установлено, что хроматическая цветовая гамма связана с гласными звуками, они – цветные. Согласные располагаются по черно-белой оси: от светлых зубных, таких, как [с, з, ц] к темным губным: [п, б, м ].

Очень вероятно, что оценки звуков языка, их образное восприятие различны у представителей разных языковых групп. Хотя вопросы, связанные со звуковым символизмом, имеют давнюю историю, эта область лингвистики остается по-прежнему малоизученной.

На наш взгляд, данный материал будет интересен учащимся в качестве познавательного.

Учитель вправе выбрать любой порядок работы: от изложения теоретического материала к наблюдениям над особой звуковой выразительностью слов или, наоборот, (от наблюдений – к теории). Объем работы определяет учитель, однако безусловно, что в анализе звуковой стороны художественного текста надо опираться на фонетический разбор. На этих занятиях художественное слово (в прозе и в поэзии) должно звучать особенно выразительно, поэтому возможно предложить нескольким ученикам заранее подготовить прозаические отрывки или стихотворения (наизусть).