Элективный курс «Тайна текста» Пояснительная записка
Предлагаемый курс ориентирован на учащихся старших классов, заинтересованных в повышении навыков речевого общения (как устного, так и письменного) сообразно коммуникативной ситуации.
Объектом изучения данного элективного курса является не только текст как таковой, но и основа теории, предполагающие актуализацию вопросов, связанных с проблемой анализа и интерпретации текста. Это позволяет активизировать исследовательскую деятельность учащихся, привлечь их внимание к вопросам текстоведческой науки. Изучение элективного курса может способствовать развитию у школьника общеучебных и специальных умений и навыков: умения анализировать и интерпретировать текст, строить речевое высказывание в письменной и устной форме, вести дискуссию, информационно перерабатывать текст и т.д. Кроме того, предлагаемая программа содействует формированию нравственных ориентиров, способствует развитию эмоциональной, интеллектуальной сфер личности.
Целью курса является формирование коммуникативных умений через работу с текстом, что развивает стремление к вдумчивому чтению, умение всесторонне анализировать текст, формирует навык создания собственного текста.
Курс ориентирован на решение следующих задач:
задать систему ориентиров в языковом / речевом многообразии, для того чтобы учащийся мог определить границы своей коммуникативной компетенции и ставить учебные цели;
способствовать:
актуализации и систематизации уже имеющихся у старшеклассников знаний по теории, расширению терминологического багажа,
расширению речевого опыта ученика в разных речевых сферах,
овладению конкретными жанрами устной и письменной коммуникации,
дальнейшему формированию навыка создания собственного текста, развитию интеллектуальных умений, речевой культуры, творческих способностей учащихся,
самоопределению в профессиональной области.
Программа элективного курса строится с опорой на важнейшие принципы организации учебного материала:
принципу системности соответствует подача учебного материала в структурно организованном виде;
соблюдается принцип преемственности знаний;
практическая направленность курса проявляется в том, что теоретический материал поясняется учащемуся через опыт самостоятельного анализа текста (при этом особое внимание уделяется развитию монологической речи, как устной, так и письменной);
с целью предотвращения перегрузки учащихся учебный материал ограничен текстами малой формы, что соответствует принципу доступности.
Предлагаемая программа элективного курса носит ориентировочный характер, а значит, предполагает варьирование, которое может быть связано как с творческим, индивидуальным подходом учителя к решению отдельных теоретических и практических вопросов по данному предмету, так и с конкретными условиями её реализации на месте (характером учебного заведения, уровнем подготовки учащихся, степенью их интереса к курсу, наличие необходимой литературы и т.д.)
Курс рассчитан на 44 часа. По усмотрению учителя количество часов, предполагаемое на изучение темы, может быть изменено.
- Элективный курс «Тайна текста» Пояснительная записка
- Учебно-тематический план
- Содержание программы
- Введение, или что такое текстоведение?
- Чтение и понимание текста – процесс творческий.
- Звуки русского языка. Звуковые особенности стихотворного текста. Средства звуковой выразительности.
- Лексические особенности текста. Лексические средства связи в тексте.
- Роль синтаксиса в языке. Выразительные возможности синтаксических средств языка в тексте.
- Знаки препинания и их функция в предложении и в тексте.
- В творческой мастерской поэта.
- Текст как «речевое» произведение.
- Качества хорошей устной и письменной речи.
- Сочинение – это тоже текст.
- Методические рекомендации по реализации программы
- Ведение, или что такое «текстоведение»
- Чтение и понимание текста – процесс творческий
- Лексические особенности текста. Лексические средства связи в тексте.
- Знаки препинания и их функция в предложении и в тексте.
- В творческой мастерской поэта
- Текст как «речевое» произведение
- Качества хорошей устной и письменной речи
- Сочинение – это тоже текст
- Критерии успешности учащихся
- Литература