Текст как «речевое» произведение.
Коммуникативная задача, её особенности и способы решения. Условия, определяющие функционирование высказывания (текста) в процессе общения: наличие замысла, форма и характер общения, цели общения. Основные признаки текста: информативность, единство замысла, цельность, связность, завершенность, модальность. Микротема и её роль в раскрытии темы текста в целом. Структура сложного синтаксического целого. Сложное синтаксическое целое и абзац. Цепная и параллельная связь предложений. Способы реализации цепной и параллельной связи предложений в тексте. Средства связи в тексте (союзы, соотношения порядка слов, лексическое единство, вопросительные конструкции, восклицательные предложения, повторения, анафора).
Содержательная, структурная и стилистическая характеристика повествования, описания, рассуждения. Особенности содержания в повествовательных и описательных текстах, в текстах-рассуждениях. Функциональные стили: научный стиль, публицистический стиль, официально деловой стиль, стиль художественных произведений, разговорный стиль. Особенности функциональных стилей: сфера применения, функция, ведущая стилевая черта, языковые средства, жанры.
Виды работы на занятии: лекция учителя с актуализацией имеющихся знаний. Семинарское занятие «Разные манеры пользоваться языком». Уроки-практикумы с обработкой навыка анализа текста.
- Элективный курс «Тайна текста» Пояснительная записка
- Учебно-тематический план
- Содержание программы
- Введение, или что такое текстоведение?
- Чтение и понимание текста – процесс творческий.
- Звуки русского языка. Звуковые особенности стихотворного текста. Средства звуковой выразительности.
- Лексические особенности текста. Лексические средства связи в тексте.
- Роль синтаксиса в языке. Выразительные возможности синтаксических средств языка в тексте.
- Знаки препинания и их функция в предложении и в тексте.
- В творческой мастерской поэта.
- Текст как «речевое» произведение.
- Качества хорошей устной и письменной речи.
- Сочинение – это тоже текст.
- Методические рекомендации по реализации программы
- Ведение, или что такое «текстоведение»
- Чтение и понимание текста – процесс творческий
- Лексические особенности текста. Лексические средства связи в тексте.
- Знаки препинания и их функция в предложении и в тексте.
- В творческой мастерской поэта
- Текст как «речевое» произведение
- Качества хорошей устной и письменной речи
- Сочинение – это тоже текст
- Критерии успешности учащихся
- Литература