logo
Уч

Задания

  1. Рассмотрите трактовку переходности / непереходности глаголов А.М. Пешковским и подберите доказательства для называемых им признаков собственно переходных глаголов?

  2. Законспектируйте [3, с. 641-646] и выявите содержание термина косвенно-переходные глаголы.

  3. Работа с «Коммуникативной грамматикой»

Установите содержание понятия каузитивные глаголы и отношение этой группы глаголов к семантической классификации и к ЛГР глаголов (с.73-75).

  1. Сопоставьте классификацию возвратных глаголов [1] –[3], [5]. Выявите несколько ступеней классификации.

  2. Переходными или непереходными являются данные глаголы? Ответ мотивируйте. Какие глаголы можно отнести к косвенно-переходным?

белеть, болеть, владеть, возвращаться, выехать, хозяйствовать, выучить, держать, красить, обессилеть, отойти, размышлять, плотничать, рыбачить, командовать, говорить, издеваться

  1. Поставьте существительные, данные в скобках, в В.п. или Р.п. Возможны ли случаи параллельного употребления форм В.п. и Р.п. при одном глаголе?

ждать (сестра, поезд, письмо); нарезать (хлеб, овощи); купить (молоко, сметана); не читал (эта книга); жаждать (слово)

  1. Составьте по два предложения с каждым глаголом, так чтобы в одном случае глагол был переходным, а в другом - непереходным.

косить, удовлетворять, говорить

  1. Подберите каузативные глаголы к следующим некаузативным глаголам и обоснуйте свой выбор:

висеть, пить, сидеть, жить, тонуть, мокнуть, гореть

9. Выполните упражнения

а) Сборник упражнений по современному русскому языку под ред. Н.С. Валгиной (- М.,1987). Упр. 271, 272.

б) Сборник упражнений по современному русскому языку под ред. С.Г. Ильенко (- М., 1986). Упр. 261, 262.

10. Работа с предложением

Расставьте знаки препинания, выполните синтаксический разбор предложения и частные виды разборов: фонетический (*), морфемный и словообразовательный (**), морфологический (***).

Пока я осматривался мне*** показалось** что вещи в спальне только-только в самый последний*** момент попрыгали по своим местам* точно застигнутые*** врасплох (В. Набоков).

Занятие 16