1. Общая методология научного творчества
Для начинающих исследователей весьма важно иметь хотя бы самое общее представление о методологии научного творчества.
Изучать в научном смысле – это значит вести поисковые исследования, быть научно объективным, не отбрасывая факты в сторону потому, что их трудно объяснить. Сущность нового в науке не всегда видна самому исследователю. Новые научные факты из-за того, что их значение плохо раскрыто, могут долгое время оставаться в резерве науки и не использоваться на практике.
При научном исследовании важно все. Концентрируя внимание на основных или ключевых вопросах темы, нельзя не учитывать так называемые косвенные факты, которые на первый взгляд кажутся малозначительными. Часто бывает, что именно такие факты скрывают за собой начла важных открытий.
В науке мало установить какой-либо новый научный факт, важно дать ему объяснение с позиций современной науки, показать его общепознавательное, теоретическое или практическое значение.
Весь ход научного исследования можно представить в виде следуюшей логической схемы.
-
Обоснование актуальности выбранной темы.
-
Постановка цели и конкретных задач исследования.
-
Определение объекта и предмета исследования.
-
Выбор методов (методики) проведения исследования.
-
Описание процесса исследования.
-
Обсуждение результатов исследования.
-
Формулирование выводов и оценка полученных результатов.
Обоснование актуальности выбранной темы – начальный этап любого исследования. Освещение актуальности должно быть не многословным. Начинать ее описание издалека нет особой необходимости. Достаточно в пределах одной страницы показать главное – суть проблемной ситуации, из чего и будет видна актуальность темы.
Любое научное исследование проводится для того, чтобы преодолеть определенные трудности в процессе познания новых явлений, объяснить ранее неизвестные факты или выявить неполноту старых способов объяснения известных фактов. Проблема всегда возникает тогда, когда старое знание уже обнаружило свою несостоятельность, а новое знание еще не приняло развитой формы. Таким образом, проблема в науке – это противоречивая ситуация, требующая своего разрешения.
Именно выбор проблем в очень большой степени определяет стратегию исследования вообще и направление научного поиска в особенности. Сформулировать научную проблему – значит показать умение отделить главное от второстепенного, выяснить то, что уже известно и что пока неизвестно науке о предмете исследования.
Студенты часто избегают брать узкие темы. Это неправильно. Дело в том, что работы, посвященные широким темам, часто бывают поверхностными и мало самостоятельными. Узкая же тема прорабатывается более глубоко и детально. Вначале кажется, что она настолько узка, что и писать не о чем. Но по мере ознакомления с материалом это опасение исчезает, исследователю открываются такие стороны проблемы, о которых он раньше и не подозревал.
От доказательства актуальности выбранной темы логично перейти к формулировке цели предполагаемого исследования, а также указать на конкретные задачи, которые предстоит решать в соответствии с этой целью. Это обычно делается в форме перечисления (изучить…, описать…, установить…, выяснить… и т.п.).
Формулировки этих задач необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание глав курсовой (дипломной) работы. Это важно также и потому, что заголовки таких глав рождаются именно из формулировок задач предпринимаемого исследования.
Далее формулируются объект и предмет исследования. Объект – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Предмет – это то, что находится в границах объекта.
Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования. Именно на него направлено основное внимание исследователя, именно предмет определяет тему курсовой (дипломной) работы, которая обозначается на титульном листе как ее заглавие.
Очень важным этапом научного исследования является выбор методов исследования, которые служат инструментом в добывании фактического материала, являясь необходимым условием достижения поставленной в такой работе цели.
Понятие «методы исследования» может употребляться в широком или узком смысле. В широком смысле выделяются такие подходы к изучению языка, как сравнительно-исторический метод (исследование развития аспектов какого-либо языка), сопоставительный метод (описание сходств и различий двух или нескольких языков), функционально-системный подход (понимание лингвистического явления как элемента системы языка в целом и какой-либо из его функциональных подсистем), метод автоматического анализа текста с помощью компьютера.
Если понимать рассматриваемое понятие в более узком смысле, к методам исследования можно отнести индукцию, дедукцию, постановку гипотезы, анализ, синтез. Под индукцией понимается метод логического умозаключения от частных, единичных случаев к общему выводу, т.е. выведение теории из фактов. Обобщения проверяются противоположным методом – дедукцией, т.е. логическим умозаключением от общих суждений к частным выводам. Непроверенный, предварительный вывод называется гипотезой. Анализ – это прием мысленного разделения категории на составные части. Синтез предполагает изучение предмета в единстве составляющих его частей.
В процессе конкретного лингвистического исследования эти основные методы обычно используются в комплексе, видоизменяются в зависимости от цели, сочетаются с частными методами. Ниже приведены наиболее известные и распространенные типы методов лингвистического исследования.
Гипотетико-дедуктивный метод состоит из нескольких этапов. Сначала исследователь устанавливает критерии подлежащего исследованию объекта и собирает фактический материал, источником которого может служить художественная или специальная литература, словари. Собранный языковой материал обобщается индуктивным путем и выдвигается гипотеза, дающая теоретическое объяснение явлению или классу явлений. Далее гипотеза уточняется многими путями, например, сопоставлением с уже известными концепциями и выявлением противоречащего им материала. Затем на этапе дедукции логическим путем выводится новая мысль из признанных истинными данных.
Заключительным этапом является проверка новой теории путем сопоставления ее с дополнительно полученными фактами. Если при этом обнаруживается противоречащий сделанным выводам материал, это, при условии, что гипотеза в целом подтверждается достаточно большим количеством случаев, означает необходимость введения уточнений и описания пограничных случаев.
Гипотетико-дедуктивный метод обычно применяется в сочетании с каким-либо другим методом, что обеспечивает большую надежность результатов.
Метод оппозиций удобен для выделения классов языковых единиц и их множеств, над которыми возможны различные операции, а также при составлении различных классификаций. Оппозиция определяется как семантически релевантное различие по одному признаку при сходстве остальных. Различительный признак называется дифференциальным, а общие признаки – основанием для сравнения.
Метод оппозиций хорошо сочетается с другими методами, такими, как дистрибутивным, компонентным, контекстологическим.
Дистрибутивный анализ помогает изучить сочетаемость, или сумму всех окружений, в которых встречается тот или иной языковой элемент, т.е. его дистрибуцию. Для этого используются условные буквенные обозначения классов слов, из которых образуются дистрибутивные формулы: make + N+V (make the machine go).
Дистрибутивно-статистический анализ – это сумма формальных алгоритмических процедур, направленных на описание какого-либо объекта в тексте, и опирающихся только на его дистрибуцию в тексте. Этот метод можно использовать, например, при исследовании распределения относительной частоты употребления какого-либо языкового явления разными персонажами в зависимости от их социального статуса, образования и т.д.
Валентностный анализ имеет много общего с дистрибутивно-статистическим анализом. Валентность – это свойство слова присоединять к себе другие слова, необходимость его восполнения определенными словами в предложении. Валентностный анализ проводится в несколько этапов. После определения общей задачи исследования устанавливается список слов, валентность которых намечено изучить, определяется тип текстов, из которых будет взята выборка, и устанавливается общий объем выборки.
Контекстологический анализ предполагает, что высказывание получает смысл в ситуативном и социальном контексте и является функцией такого контекста. При этом подходе учитывается влияние на языковую семантику коммуникативной ситуации, ролевой структуры общения, социальных факторов и условий функционирования языка, всего многообразия познаваемого человеком мира.
Компонентный анализ в основном используется для раскрытия семантики слов, но может применяться и в других областях лингвистики, например, в фонологии. В компонентном анализе значение слова разлагается на его составляющие – семантические компоненты (семантические множители, семы). При этом исследователь обычно опирается на словарные дефиниции и использует логические операции определения понятий. Для этого необходимо указать ближайший род или класс, к которому относится предмет, и видовые отличия, т.е. признаки, которые отличают данный предмет от всех других предметов того же класса. Например, для терминов родства можно выделить признаки «старшее –младшее поколение», «женский – мужской пол», «прямое – непрямое родство», и тогда слово «отец» означает лицо старшего поколения, мужского пола и прямого родства.
Метод математической обработки данных нужен при подсчете частотности употребления языкового явления в различных текстах и сравнении с частотностью употребления другого явления, для обобщения полученных результатов и их представления в более организованном виде и т.д.
Описание процесса исследования – основная часть курсовой (дипломной) работы, в которой освещаются методика и техника исследования.
Заключительным этапом хода научного исследования являются выводы, которые содержат то новое и существенное, что составляет научные и практические результаты проведенной исследовательской работы.
- I. Общие требования к написанию курсовых и дипломных работ
- 1. Общая методология научного творчества
- 2. Оформление курсовых и дипломных работ
- 3. Оформление библиографических списков
- 4. Язык и стиль научной работы
- II. Требования к написанию курсовых работ
- 2. Композиционная структура курсовой работы
- III. Требования к написанию дипломной работы
- 1. Место и роль дипломной работы в курсе подготовки лингвистов-переводчиков
- График выполнения дипломных работ студентами факультета иностранных языков
- 2. Композиционная структура дипломной работы
- Глава 1. Функционирование метафор в научно-популярном тексте
- Глава 2. Особенности перевода метафор в научно-популярном тексте
- Критерии оценки за теоретическую и практическую части дипломной работы
- Особенности предзащиты и защиты
- Образец отзыва научного руководителя о дипломной работе Отзыв
- Образец титульного листа книжки дипломника
- Книжка дипломника
- Образец рецензии на дипломную работу Рецензия
- Содержание
- I. Общие требования к написанию курсовых и дипломных работ
- 1. Общая методология научного творчества