25. Діалектика та іі альтернативи
Диалектика - наука о наиболее общих законах развития природы, о-ва и мышления. Научному пониманию Д. предшествовала долгая история, само понятие Д. возникло в ходе переработки и даже преодоления первоначального смысла термина. Уже античная философия подчеркнула изменчивость всего существующего, поняла действительность как процесс, осветила роль, какую в этом процессе играет переход всякого свойства в противоположное (Гераклит, от части милетские материалисты, пифагорейцы). К подобным исследованиям еще не применялся термин Д. Первоначально этим термином обозначались: 1) способность вести спор посредством воспроизведения и ответа; 2) искусство классификации понятий, разделения вещей на роды и виды. Аристотель считал изобретателем Д. Зенона, который подверг анализу противоречия, возникших при попытке мыслить понятия движения и множества. Сам Аристотель отличает Д. От аналитики как науку о вероятных мнениях от науки о доказательстве. Платон вслед за элеатами определял истинное бытие как тождественное и неизменное, но обосновыв.диалект. выводы о том, что высшие роды сущего могут мыслиться только т.о.,что каждый из них есть и не есть, равен себе самому и не равен, тождественно себе и переходит в свое иное. Слово бытие заключает в себе противоречия: оно едино и множественно, вечно и преходяще, неизменно и изменчиво, покоится и движется. Противоречие - необходимое условие для побуждения души к размышлению.
Это искусство и является, по Платону, искусством Д. Развитие Д. Продолжали неоплатоники. В философии феод. о-ва - в схоластике Д. стали называть формальную логику, которая была противопоставлена риторике. В эпоху Возрождения диалектические идеи о совпадении противоположностей выдвигал Ник. Кузанский и Бруно.
В Нов. время Декарт и Спиноза (Декарт в космогонии, Спиноза в учении о субстанции как о самопричине) дают образцы диалектического мышления. В 18 в. во Франциибогатством диал. идей выдел. Руссо и Дидро. Первый исследователь условие истории развития, второй, кроме того, противоречия в совр. Ему обществ. сознании. Важнейшим до Маркса этапом в развитии Д. стал нем. классич. идеализм, к-рый в отличие от метафизич. материализма рассм. действительность не только как предмет познания, но и как предмет деят-сти.
Вместе с тем незнание истинной, материальной, основы познания и деят-сти субъекта привело к ограниченности и ошибочности диал. идей нем. идеалистов.
Первым пробил брешь в метафизике Кант. Он указал на значение противоп. Сил в физич. и космогонич. процессах, ввел впервые после Декарта идею разв-я в познание природы. В теор. познания Кант развив. диал. идеи в учении об антиномиях. Однако Д. разума, по Канту, иллюзия, и она устраняется, как только мысль возвр. в свои пределы, огранич. познанием одних явлений.
Вершиной в развитии домарксистской Д. была идеалистич. Д. Гегеля. Гегель впервые представил весь природн., историч. и духовн. мир в виде процесса, т. е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутр. связь этого движения и развития. В отличае от абстрактных определений рассудка Д., по Гегелю, есть такой переход одного определения в др., в к-ром обнаруживается, что эти определения односторонни и ограниченны, т. е. содержат отрицание самих себя. Поэтому Д. есть,
Истинно научное понимание Д. было создано Марксом и Энгельсом.
Отбросив идеалистическое содержание ф. Гегеля, они в научной Д. органически сочетали законы развития как бытия, так и познания, ибо они по своему содержанию тождественны, отличаясь только по форме.
- Світогляд та його історичні типи
- 2.Предмет філософії та основні її функції.
- 3.Основні філософські течії: матеріалізм, пантеїзм, дуалізм, деізм, ідеалізм.
- 4.Антична філософія.
- 5.Філософія Середньовіччя (V – XV ст.)
- 6. Гуманізм та натурфілософія доби Відродження.
- 8.Основні проблеми та характерні риси філософії французького Просвітництва
- 7.Особливості філософії нового часу. Проблема методу пізнання в філософії ф.Бекона і р.Декарта
- 9. Загальні особливості класичної німецької філософії
- 10. Теорія пізнання і етика е.Канта
- 11.Гегель: його філософська система ы метод
- 12. Антропологічний матеріалізм Фейербаха
- 13. Особливості і напрямки філософії хх століття
- 14. Марксистська філософія
- 15. Філософська думка України в 16-18 ст.
- 16.Філософія г.С. Сковороди
- 17. Філософські погляди і.Франка, л.Українки, м.Драгоманова, м.Грушевського, т. Шевченка
- 18. Проблема людини в філософії хх ст..
- 19. Проблематика позитивізму, неопозитивізму, постпозитивізму, структуралізму, герменавтики.
- 20.Сучасна релігійна філософія
- 21. Категорія «буття», основні форми буття
- 22. Категорія «матерії» в історично-філософському процесі
- 23. Структурність матерії та її рух
- 24.Простір час як форми існування світу
- 25. Діалектика та іі альтернативи
- 26.Закони та категорії діалектики
- 27. Проблема походження та сутності свідомості у філософії
- 28. Структура свідомості
- 29. Проблема єдності чуттєвого та раціонального пізнання.
- 30. Проблема критерііїв істини. Теорія істини