logo
Шпори для кандидат іспиту з філософії / 1-30

25. Діалектика та іі альтернативи

Диалектика - наука о наиболее общих законах развития природы, о-ва и мышления. Научному пониманию Д. предшествовала долгая история, само понятие Д. возникло в ходе переработки и даже преодоления первоначального смысла термина. Уже античная философия подчеркнула изменчивость всего существующего, поняла действительность как процесс, осветила роль, какую в этом процессе играет переход всякого свойства в противоположное (Гераклит, от части милетские материалисты, пифагорейцы). К подобным исследованиям еще не применялся термин Д. Первоначально этим термином обозначались: 1) способность вести спор посредством воспроизведения и ответа; 2) искусство классификации понятий, разделения вещей на роды и виды. Аристотель считал изобретателем Д. Зенона, который подверг анализу противоречия, возникших при попытке мыслить понятия движения и множества. Сам Аристотель отличает Д. От аналитики как науку о вероятных мнениях от науки о доказательстве. Платон вслед за элеатами определял истинное бытие как тождественное и неизменное, но обосновыв.диалект. выводы о том, что высшие роды сущего могут мыслиться только т.о.,что каждый из них есть и не есть, равен себе самому и не равен, тождественно себе и переходит в свое иное. Слово бытие заключает в себе противоречия: оно едино и множественно, вечно и преходяще, неизменно и изменчиво, покоится и движется. Противоречие - необходимое условие для побуждения души к размышлению.

Это искусство и является, по Платону, искусством Д. Развитие Д. Продолжали неоплатоники. В философии феод. о-ва - в схоластике Д. стали называть формальную логику, которая была противопоставлена риторике. В эпоху Возрождения диалектические идеи о совпадении противоположностей выдвигал Ник. Кузанский и Бруно.

В Нов. время Декарт и Спиноза (Декарт в космогонии, Спиноза в учении о субстанции как о самопричине) дают образцы диалектического мышления. В 18 в. во Франциибогатством диал. идей выдел. Руссо и Дидро. Первый исследователь условие истории развития, второй, кроме того, противоречия в совр. Ему обществ. сознании. Важнейшим до Маркса этапом в развитии Д. стал нем. классич. идеализм, к-рый в отличие от метафизич. материализма рассм. действительность не только как предмет познания, но и как предмет деят-сти.

Вместе с тем незнание истинной, материальной, основы познания и деят-сти субъекта привело к ограниченности и ошибочности диал. идей нем. идеалистов.

Первым пробил брешь в метафизике Кант. Он указал на значение противоп. Сил в физич. и космогонич. процессах, ввел впервые после Декарта идею разв-я в познание природы. В теор. познания Кант развив. диал. идеи в учении об антиномиях. Однако Д. разума, по Канту, иллюзия, и она устраняется, как только мысль возвр. в свои пределы, огранич. познанием одних явлений.

Вершиной в развитии домарксистской Д. была идеалистич. Д. Гегеля. Гегель впервые представил весь природн., историч. и духовн. мир в виде процесса, т. е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутр. связь этого движения и развития. В отличае от абстрактных определений рассудка Д., по Гегелю, есть такой переход одного определения в др., в к-ром обнаруживается, что эти определения односторонни и ограниченны, т. е. содержат отрицание самих себя. Поэтому Д. есть,

Истинно научное понимание Д. было создано Марксом и Энгельсом.

Отбросив идеалистическое содержание ф. Гегеля, они в научной Д. органически сочетали законы развития как бытия, так и познания, ибо они по своему содержанию тождественны, отличаясь только по форме.