Тема 9. Методы изучения диалектов. Лингвистическая география. Диалектное членение русского языка. Формирование и развитие пермских говоров.
Основные понятия: ареал; изоглосса; лингвистическая география; диалектное членение русского языка; северно-русское и южно-русское наречия; методы изучения диалектов.
Вопросы к теме:
1. Методы изучения диалектов. Лингвистическая география.
2. Диалектное членение русского языка.
3. Северно-русское наречие, его основные признаки.
4. Южно-русское наречие, его основные признаки.
5. Формирование и развитие пермских говоров.
Основная литература:
1. Русская диалектология / под ред. В.В.Колесова. М., 1990. С. 17-34.
2. Русская диалектология / под ред. Л.Л.Касаткина. М., 2005. С. 235-237, 243-245, 246-255, 261-273.
Дополнительная литература:
1. Грузберг, Л.А. Говор деревни Акчим как типично пермский говор / Л.А.Грузберг // Русская речь Прикамья. Лингвистическое краеведение. Пермь, 2004. С.29-40.
2. Захарова, К.Ф. Диалектное членение русского языка /К.Ф. Захарова, В.Г. Орлова. М., 2004.
3. Мызников, С.А. Лексика финно-угорского происхождения в русских говорах северо-запада / С.А.Мызников. СПб., 2003.
4. Полякова, Е.Н. Формирование пермских говоров / Е.Н.Полякова // Русские говоры пермского региона. Формирование. Функционирование. Развитие. Пермь, 1998. С. 4-30 или в кн.: Русская речь Прикамья. Лингвистическое краеведение. Пермь, 2004. С.21-29.
- Министерство образования и науки Российской Федерации
- 2. Место дисциплины в структуре ооп:
- 3. Требования к результатам освоения дисциплины:
- 3.1. Принятая структура компетенций
- 3.2. Матрица соотнесения разделов учебной дисциплины и формируемых компетенций
- 4. Объем дисциплины
- 4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
- 4.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы
- 5. Содержание дисциплины
- 5.1. Программа дисциплины
- Раздел 1. Введение
- Тема 1. Предмет и задачи курса. Основные понятия диалектологии. Диалекты и их место в системе языка. Значение курса.
- Раздел 2. Фонетическая система говоров
- Тема 2. Фонетическая система говора. Ударный, безударный вокализм.
- Тема 3. Консонантизм. Звуковые процессы в области согласных. Актуальные процессы в современных говорах русского языка.
- Раздел 3. Морфология и синтаксис русских говоров
- Тема 4. Грамматический строй русских диалектов.
- Тема 5. Диалектное словообразование.
- Раздел 4. Лексика русских говоров
- Тема 6. Состав лексики русских говоров. Признаки диалектного слова. Типы диалектизмов. Историческое развитие диалектного словаря.
- Тема 7. Семантические связи диалектных слов. Многозначность. Омонимия. Синонимия. Взаимодействие лексики говоров с лексикой литературного языка. Диалектизмы в художественном тексте.
- Тема 8. Диалектная фразеология. Новое в лексике и фразеологии.
- Тема 9. Диалектная лексико-фразеография.
- Раздел 5. Диалектное членение русского языка. Говоры родного края
- Тема 10. Методы изучения диалектов. Лингвистическая география. Диалектное членение русского языка.
- Тема 11. Формирование и развитие пермских говоров. Лингвокраеведение Прикамья. Влияние диалектного окружения на речь учащихся.
- 5.2. Содержание семинарских и практических занятий
- Тема 1. Предмет и задачи курса. Основные понятия диалектологии. Диалекты и их место в системе языка. Значение курса.
- Тема 2. Фонетическая система говора. Ударный, безударный вокализм.
- Тема 3. Консонантизм. Звуковые процессы в области согласных. Актуальные процессы в современных говорах русского языка.
- Тема 4. Грамматический строй русских диалектов.
- Тема 5. Состав лексики русских говоров. Признаки диалектного слова. Типы диалектизмов. Историческое развитие диалектного словаря. Этнографизмы.
- Тема 6. Семантические связи диалектных слов. Многозначность. Омонимия. Синонимия. Взаимодействие лексики говоров с лексикой литературного языка. Диалектизмы в художественном тексте.
- Тема 7. Диалектная фразеология. Новое в лексике и фразеологии.
- Тема 8. Диалектная лексико-фразеография.
- Тема 9. Методы изучения диалектов. Лингвистическая география. Диалектное членение русского языка. Формирование и развитие пермских говоров.
- 5.3. Содержание лабораторных работ (лабораторный практикум)
- 6. Формы и методы обучения
- 7. Структура и содержание самостоятельной работы студентов
- 7.1. Методические рекомендации к самостоятельной работе
- 7.2. Структура и трудоемкость самостоятельной работы студентов
- 7.3. План-график самостоятельной работы студентов
- 7.4. Тематика рефератов, контрольных работ, эссе и методические рекомендации по их выполнению
- 7.5. Тематика курсовых работ (исследовательских проектов) и методические рекомендации по их выполнению
- 8. Учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение дисциплины
- 8.1. Основная литература
- 8.2. Дополнительная литература
- 8.3. Учебно-методические материалы
- 9.2. Содержание и формы текущего контроля знаний
- 9.3. Содержание и формы промежуточной аттестации