9.3. Содержание и формы промежуточной аттестации
Вопросы к зачету
1. Предмет и основные понятия диалектологии.
2. Диалекты в их отношении к другим языковым категориям (национальный язык, литературный язык, социальные диалекты, просторечие).
3. Связь диалектологии с другими науками. Научное и практическое значение курса "Русская диалектология".
4. Различительные особенности русских говоров в области ударного вокализма (количественные и качественные различия гласных фонем литературного языка и говоров).
5. Гласные первого предударного слога после твердых согласных. Оканье и его типы.
6. Гласные первого предударного слога после твердых согласных. Аканье и его типы.
7. Гласные второго предударного и заударных слогов. Начальные о и а в безударном слоге.
8. Гласные первого предударного слога после мягких согласных (в окающих говорах).
9. Гласные первого предударного слога после мягких согласных (в акающих говорах).
10. Основные типы яканья.
11. Консонантизм. Фонемы <г> и <>.
12. Консонантизм. Фонемы <в> и <ф>.
13. Консонантизм. Фонемы <ц> и <ч>.
14. Шипящие согласные.
15. Особенности губных и плавных согласных.
16. Звуковые процессы в области согласных (ассимиляция, диссимиляция и др.).
17. Актуальные процессы в современных говорах русского языка.
18. Различительные особенности имен существительных, прилагательных и местоимений.
19. Диалектные глагольные формы.
20. Диалектные синтаксические особенности (в построении словосочетаний, простого и сложного предложений).
21. Структура диалектного словаря. Диалектное слово, его признаки. Типы диалектных слов.
22. Семантические связи слов в говоре (многозначность, омонимия, синонимия, антонимия).
23. Фразеология, типы фразеологических единиц.
24. Диалектное словообразование.
25. Диалектная лексико-фразеография.
26. Диалектное членение русского языка.
27. Характеристика пермских говоров.
28. Методы изучения говоров. Лингвистическая география.
- Министерство образования и науки Российской Федерации
- 2. Место дисциплины в структуре ооп:
- 3. Требования к результатам освоения дисциплины:
- 3.1. Принятая структура компетенций
- 3.2. Матрица соотнесения разделов учебной дисциплины и формируемых компетенций
- 4. Объем дисциплины
- 4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
- 4.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы
- 5. Содержание дисциплины
- 5.1. Программа дисциплины
- Раздел 1. Введение
- Тема 1. Предмет и задачи курса. Основные понятия диалектологии. Диалекты и их место в системе языка. Значение курса.
- Раздел 2. Фонетическая система говоров
- Тема 2. Фонетическая система говора. Ударный, безударный вокализм.
- Тема 3. Консонантизм. Звуковые процессы в области согласных. Актуальные процессы в современных говорах русского языка.
- Раздел 3. Морфология и синтаксис русских говоров
- Тема 4. Грамматический строй русских диалектов.
- Тема 5. Диалектное словообразование.
- Раздел 4. Лексика русских говоров
- Тема 6. Состав лексики русских говоров. Признаки диалектного слова. Типы диалектизмов. Историческое развитие диалектного словаря.
- Тема 7. Семантические связи диалектных слов. Многозначность. Омонимия. Синонимия. Взаимодействие лексики говоров с лексикой литературного языка. Диалектизмы в художественном тексте.
- Тема 8. Диалектная фразеология. Новое в лексике и фразеологии.
- Тема 9. Диалектная лексико-фразеография.
- Раздел 5. Диалектное членение русского языка. Говоры родного края
- Тема 10. Методы изучения диалектов. Лингвистическая география. Диалектное членение русского языка.
- Тема 11. Формирование и развитие пермских говоров. Лингвокраеведение Прикамья. Влияние диалектного окружения на речь учащихся.
- 5.2. Содержание семинарских и практических занятий
- Тема 1. Предмет и задачи курса. Основные понятия диалектологии. Диалекты и их место в системе языка. Значение курса.
- Тема 2. Фонетическая система говора. Ударный, безударный вокализм.
- Тема 3. Консонантизм. Звуковые процессы в области согласных. Актуальные процессы в современных говорах русского языка.
- Тема 4. Грамматический строй русских диалектов.
- Тема 5. Состав лексики русских говоров. Признаки диалектного слова. Типы диалектизмов. Историческое развитие диалектного словаря. Этнографизмы.
- Тема 6. Семантические связи диалектных слов. Многозначность. Омонимия. Синонимия. Взаимодействие лексики говоров с лексикой литературного языка. Диалектизмы в художественном тексте.
- Тема 7. Диалектная фразеология. Новое в лексике и фразеологии.
- Тема 8. Диалектная лексико-фразеография.
- Тема 9. Методы изучения диалектов. Лингвистическая география. Диалектное членение русского языка. Формирование и развитие пермских говоров.
- 5.3. Содержание лабораторных работ (лабораторный практикум)
- 6. Формы и методы обучения
- 7. Структура и содержание самостоятельной работы студентов
- 7.1. Методические рекомендации к самостоятельной работе
- 7.2. Структура и трудоемкость самостоятельной работы студентов
- 7.3. План-график самостоятельной работы студентов
- 7.4. Тематика рефератов, контрольных работ, эссе и методические рекомендации по их выполнению
- 7.5. Тематика курсовых работ (исследовательских проектов) и методические рекомендации по их выполнению
- 8. Учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение дисциплины
- 8.1. Основная литература
- 8.2. Дополнительная литература
- 8.3. Учебно-методические материалы
- 9.2. Содержание и формы текущего контроля знаний
- 9.3. Содержание и формы промежуточной аттестации