I. Вступительное слово учителя.
Учитель:
- Есть русская пословица «что ни село, то говор». В каждой местности, где бытует русский язык, существует свой набор местных языковых особенностей, свой говор, диалект.
1 задание: Знаете ли вы какие нибудь диалектные слова?
2. давайте попробуем определить значение этих диалектных слов:
Дуля – сорт груши, Бурак – свекла, Былье – трава, Важенка – самка оленя, Ватага – рыболовная артель, Городьба – городить забор, Большак – старший в доме, Болван – кусок дерева, Мга – мгла, Мережа – рыболовная сеть, Векша – белка, Молодица – молодая женщина, Уда – удочка, Чернуха – лук ,Шишковать – собирать шишки, Разведрить – разгуляться, Грибница – грибная похлебка, Подсвинок – поросенок 4-10 мес., Подсобить – помочь, Пожня – пожненные остатки, Кошара – загон для овец, Буза – хмельной напиток, Горница – комната, Гуторить – разговаривать.
II. Объяснение нового материала.
А теперь я расскажу вам о том, какие диалектные слова используют люди живущие в нашей местности.
- Ученые утверждают, что единого для всей Сибири говора не существует: в каждой местности бытуют свои особенности. «Но сибиряк сибиряка всегда понимал. Ведь многие слова и целые выражения появились для общения “своих”.
Даже в словах общерусских сибиряки часто заменяли буквы, “выбрасывали” отдельные звуки при произношении. Например: господин - восподин, бумага - гумага; знает – знат.
Давайте попробуем вместе «создать» некоторые слова.
играем - играм, гуляем – гулям.
Многие слова употребляются с добавлением: чи: помогчи, легчи.
Печь-пекчи, волочь - волокчи, сечь-секчи
Распространено добавление к словам частицы - ка: на-ка, возьми-ка, выйди-ка, нету-ка и др.
В условиях ярко выраженного индивидуализма сибиряков, повсеместного высмеивания пороков появление слов, определяющих негативные качества личности, вполне естественно: хайлать - бестолково кричать; хаять - оговаривать, ругать человека; хныкать - плакать; чмутить – сплетничать и др.
А теперь давайте вместе попробуем дать определение слову- Говор.
Говор, разновидность языка, используемая в общении небольшой, как правило, территориально связанной части носителей данного языка. Г. разделяет с языком, вариантом которого он является, основные элементы структуры, но отличается от него некоторыми специфическими чертами на разных уровнях языковой структуры, например на фонетическом: Г. акающий, Г. цокающий и т.п. Группа сходных, но имеющих частные различия Г. объединяется в наречие или диалект, например олонецкий Г. северновеликорусского наречия [Большая советская энциклопедия]
“говор” в словаре Ушакова
ГО́ВОР, говора, ·муж.
1. только ед. Звучание устной речи, разговора. За стеною слышался тихий говор.
| перен. Шум, гул, напоминающий человеческую речь (·поэт. ). Говор волн.
2. только ед. Устные толки, пересуды, молва (·разг. ). В народе об этом давно идет говор.
3. только ед. Особенности речи, манера произносить, говорить. Он поразил меня своим странным говором.
4. Местный диалект (линг., этногр.). Северно-великорусские говоры. Говоры Сибири изучены недостаточно.
Теперь мы с вами знаем что такое говор и нам не составит труда найти слова в текстах. С русским поэтом с. Есениным, я приглашаю вас в деревенский дом – в родную хату.
В хате
Пахнет рыхлыми драченами*; У порога в дежке* квас, Над печурками* точёными Тараканы лезут в паз*.
Льётся сажа над заслонкою, В печке нитки попелиц*, А на лавке за солонкою – Шелуха сырых яиц.
Мать с ухватами не сладится, Нагибается низко, Старый кот к махотке* крадется На парное молоко.
Квохчут куры беспокойные Над оглоблями сохи, На дворе обедню стройную Запевают петухи.
А в окне на сени скатые* От пугливой шумоты, Из углов щенки кудлатые* Заползают в хомуты*.
- Всё ли понятно вам в стихотворении С.Есенина?
(Не совсем) Почему? (Незнакомые слова) Какие? А можно догадаться, что они обозначают?
*Драчёна – кушанье из пшена и яиц. Дежка – деревянная кадка для кваса Печурка – углубления в боковой части русской печи. Паз – щель, дыра Попелица – пепел Махотка – глиняная кринка для молока. Скатый - пологий Кудлатый – лохматый, мохнатый Хомуты – место в сарае, где хранилась упряжь для лошади.
III. Итоги урока. Заключительное слово учителя.
- Молодцы! Я вижу, что ваш словарный запас сегодня пополнился, и надеюсь, что слова, о которых мы говорили, навсегда останутся не только в вашей памяти, но и будут жить в вашем сердце.
Приложение № 3
- Существительные со значением оценки человека в говорах Тобольского района (по данным картотеки диалектной лексики кафедры русского языка и мпря тгспа им. Д.И.Менделеева)
- Члены гэк:
- Тобольск 2012 оглавление
- Введение
- Рабочая гипотеза
- Глава I диалектная речь как предмет исследования
- § 1. Место диалектов в системе русского национального языка
- § 2. Особенности говоров территории вторичного заселения
- § 5. История изучения сибирских говоров
- Вывод по первой главе
- Глава II существительные со значением оценки человека в говорах тобольского района
- § 1. Эмоционально-экспрессивная лексика в русском языке
- § 3. Эмоционально-оценочная лексика говоров Тобольского района
- 3.1. Имена существительные, характеризующие внешние данные человека
- Лексика с положительной оценкой
- Лексика с отрицательной оценкой
- 3.2. Имена существительные, характеристику внутренние качества человека
- Лексика с положительной оценкой
- Лексика с отрицательной оценкой
- § 4. Средства создания эмоционально-оценочной характеристики слов
- Выводы по второй главе
- Список использованной литературы Источник:
- Список научной литературы:
- Словари и справочная литература:
- Материалы к областному словарю говоров тобольского района
- I. Слова, характеризующие внешние качества человека
- Лексика с положительной оценкой
- Фразеологизмы со значением ‘внутренние, душевные качества человека’ в тоболо-иртышских говорах:
- Особенности сибирского глвора Воспитание произносительной культуры речи учащихся в условиях местного диалекта
- Воспитание произносительной культуры речи учащихся в условиях местного диалекта»
- Ход мероприятия:
- I. Вступительное слово учителя.
- Методические рекомендации для учителя
- Правила орфоэпии, на которые нужно указывать учащимся: