Основные виды аргументов.
В любом споре главным является правильно и логично доказать свою точку зрения. Доказывать означает устанавливать истинность какого-либо положения. Различают доказательства прямое и косвенное. При прямом доказательстве тезис обосновывается аргументами без помощи дополнительных построений. При построении логического доказательства выступающему необходимо знать и соблюдать правила выдвижения тезиса и аргументов. Например, в качестве аргументов должны быть использованы истинные положения, реальные факты, где такие явления, как приблизительность и неточность, не допустимы. Истинность аргументов должна быть доказана независимо от тезиса. Аргументы должны быть достаточными и весомыми для данного тезиса. При нарушении этих правил происходят логические ошибки. Существует множество классификаций аргументов. Начиная с античных времен принято делить аргументы на логические, обращенные к разуму слушающего, и на психологические, оказывающие воздействие на чувства.
К логическим аргументам относятся следующие суждения: теоретические или эмпирические обобщения и выводы; ранее доказанные законы науки; аксиомы и постулаты; определения основных понятий конкретной области знаний; утверждения о фактах.
В процессе аргументации нужно разделять понятия «факт» и «мнение».
Факт – это несомненное, реальное явление, то, что произошло на самом деле.
Мнение же выражает оценку, собственный или чей либо взгляд на какое-то событие, явление. Факты существуют сами по себе независимо от нашего желания, от того, как мы их используем и относимся к ним. На мнения влияют различные субъективные факторы, а также они могут быть предвзятыми и ошибочными. И именно поэтому факты являются более надежными аргументами, которым следует доверять и верить. Одними из самых серьезных доводов являются статистические данные. С цифрами трудно поспорить, но нельзя ими злоупотреблять, так как можно потерять внимание аудитории. Но главное, чтобы эти данные отражали реальное положение дел.
При споре между выступающим и самой аудиторией важную роль также играют психологические аргументы. Если оратор во время выступления умело воздействует на чувства слушателей, то его речь становится более красочной и лучше запоминается. С помощью психологических аргументов можно затрагивать любые чувства, что помогает добиться желаемого результата. Данный вид аргумента можно подразделить на следующие подвиды: к чувству собственного достоинства; от сочувствия; аргумент от обещания; от осуждения; от недоверия; от сомнения.
При использовании психологических аргументов нельзя забывать, что риторическая этика запрещает оратору обращаться к низменным чувствам людей, вызывать эмоции, которые порождают конфликт между дискуссирующими.
Следует помнить, что психологические аргументы могут быть использованы в качестве уловок и спекулятивных приемов.
Вести спор – это целое искусство. Опытный оратор не рвется вперед, он изучает ошибки противника, но не спешит ими воспользоваться. Он старается завоевывать аудиторию хорошими и правильными репликами, приберегая главное для решающей части дискуссии. В споре всегда надо иметь четкое представление о предмете спора и самые сильные аргументы оставлять в запасе.
- История возникновения и развития русского языка: основные этапы
- Специфика культуры речи как научной дисциплины
- Функции языка в современном мире
- Язык как знаковая система
- Культура речи и культура языка : определение понятий
- Стили современного русского литературного языка
- Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка
- Типология ошибок, вызванных отклонением от литературной нормы
- Типология качеств хорошей речи (общая характеристика)
- Общенародный язык и его составляющие
- Литературный язык, его признаки
- Речевое взаимодействие. Основные единицы общения
- Устная и письменная разновидности литературного языка
- Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи
- Правильность речи как ее важное коммуникативное качество
- Чистота речи как ее важное коммуникативное качество
- Точность речи как ее важное коммуникативное средство
- Логичность как важное коммуникативное качество речи
- Выразительность и образность как коммуникативноые качества речи
- Доступность, действенность и уместность как коммуникативные качества речи
- Богатство как коммуникативное качество речи
- Морфологическая правильность речи
- Лексическая и фразеологическая правильность речи
- Синтаксическая правильность речи
- Понятие функционального стиля. Функциональные стили современного русского языка. Взаимодействие функциональных стилей.
- Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка. Условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов.
- Официально-деловой стиль. Сфера его функционирования.
- Основные виды документов.
- Языковые формулы официальных документов. Приемы унификации языка служебных документов. Интернациональные свойства русской официально деловой письменной речи.
- Научный стиль. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности.
- Публицистический стиль. Его особенности. Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле.
- Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория.
- Основные виды аргументов.
- Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи. Основные виды аргументов.
- Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов.
- Словесное оформление публичного выступления. Понятливость, информативность и выразительность публичной речи.