logo
Русский язык и культура речи Зачет 2016

Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи

Нормативные аспекты

Языковая норма – это правила использования языковых средств в определенный период развития литературного языка, т.е. правила произношения, правописания, грамматики.

Признаки норм литературного языка:

Типы норм:

Нормы письменной и устной речи:

Нормы письменной речи, помимо вышеперечисленных включают в себя еще такие как:

Нормы устной речи:

Основной закон в области произношения гласных – Закон ослабления безударных гласных: В безударных слогах после твердых согласных звуки А и О совпадают в звуке близкому к А (акание)

После мягких согласных безударных гласных А и Е совпадают по своему звучанию в звуке близкому к И (икание)

Основными законами произношения согласных звуков являются законы оглушения и уподобления

В сочетании звонкого и глухого согласных первый из них уподобляется второму по глухости/звонкости

Русское ударение характеризуется основными особенностями – оно свободное (разноместное) и подвижное (ударение может быть на любом слоге слова).

В кратких формах прилагательного и причастий в муж.р., ср.р., мн.ч. ударение обычно падает на основу, а в жен.р., оно переходит на окончание.

Коммуникативные аспекты.

Этические аспекты:

Под речевым этикетом понимаются разработанные правила речевого поведения, система речевых формул общения.

В узком смысле слова речевой этикет можно определить как систему языковых средств, в которых проявляются этикетные отношения. Элементы и формулы этой системы могут быть реализованы  на разных языковых уровнях:

На уровне лексики и фразеологии: специальные слова,  устойчивые выражения, формы обращения (спасибо, извините, здравствуйте, товарищи т.п.)

На грамматическом уровне: для вежливого обращения использование множественного числа и  вопросительных предложений вместо повелительных (Вы не скажете, как пройти...)

На стилистическом уровне: соблюдение качеств хорошей речи (правильность, точность, богатство, уместность и т.д.)

На интонационном уровне: использование спокойной  интонации даже при выражении требования, недовольства, раздражения.

На уровне орфоэпии: использование полных форм слов: здравствуйте вместо здрасте, пожалуйста вместо пожалста и т.д.

На организационно-коммуникативном уровне: внимательно слушать и не перебивать, не вмешиваться в чужой разговор. Формулы речевого этикета характерны и литературному, и разговорному, и достаточно сниженному (жаргонному) стилю. Выбор той или иной формулы речевого этикета зависит, главным образом, от ситуации общения. Действительно, разговор и манера общения могут значительно изменяться в зависимости от: личности собеседников, места общения, темы беседы, времени, мотива и целей.

Место общения может требовать от участников беседы соблюдения определённых правил речевого этикета, установленных специально для выбранного места. Общение на деловом совещании, светском ужине, в театре будет отличаться от поведения на молодёжной вечеринке, в уборной и др.

Речевой этикет зависит от участников беседы. Личность собеседников в первую очередь влияет на  форму обращения: ты или вы. Форма ты указывает на неформальный характер общения, Вы  на уважение и большую формальность в разговоре.