Познавательная функция: язык как орган мышления и как библиотека значений
Говоря о роли языка в познании, следует различать два аспекта: 1) участие языка, точнее системы языковых значений (как компонента сознания человека), и речемыслителъных механизмов сознания в процессах предметного восприятия и формирования представлений, понятий, суждений, умозаключений; участие языка в различных мыслительных операциях (сравнение, анализ, синтез, индукция, дедукция и т. п.), а также в механизмах памяти; 2) участие языка в хранении и передаче от поколения к поколению общественно-исторического опыта людей.
Участие языка в сохранении знаний о мире осуществляется на двух уровнях; во-первых, в самом языке, т. е. в семантических системах словаря и грамматики (это "библиотека значений"); во-вторых, при помощи языка, - в речи, т. е. в устных и письменных сообщениях, созданных на языке ("библиотека текстов").
Если сравнить, с одной стороны, те сведения о внеязыковой реальности, которые можно извлечь из самого полного толкового словаря в подробной семантической грамматики некоторого языка, а с другой, - те сведения о мире, которые содержатся во всем сказанном и написанном на этом языке, то легко видеть, что информация, аккумулированная в семантической системе языка, по объему в тысячи раз меньше информации, содержащейся в текстах на языке. Достаточно сравнить, например, те представления о грозе, громе, молнии, тумане, росе, радуге, электричестве, которые складываются у человека до обучения, т. е. только на основе усвоения значений слов гроза, гром, молния, туман и т. д., и то понимание соответствующих явлений природы, которое формируется у человека из рассказов родителей, учителей, книг.
Однако, несмотря на ограниченный объем информации, составляющей семантику языка, она играет исключительно важную роль в овладении всем информационным богатством человечества. Дело в том, что значения слов и содержание грамматических категорий, - все эти неточные и неглубокие "обывательские", как о них писал Л. В. Щерба, представления о "клеточках" действительности, - запечатлели первый и поэтому во многом жизненно важный опыт освоения человеком окружающей действительности. Эти исходные представления в целом не противоречат позже добытому знанию [7]; напротив, они образуют тот фундамент, на котором постепенно воздвигаются стены более полного, глубокого и точного знания о мире.
В своем основном объеме информация, составляющая семантику языка, известна всем говорящим на этом языке, без различия возраста, образования, социального положения. До школы, "только" в процессе овладения языком, в сознании ребенка формируются (не названные и до обучения не осознанные!) представления о времени и пространстве, о действии, субъекте и объекте действия, о количестве, признаке, причине, цели, следствии, реальности и нереальности и многих других закономерностях окружающего мира. В отличие от языковой семантики, в основном известной каждому говорящему (терминологическая периферия общего словаря здесь, конечно, не в счет), поздняя информация, содержащаяся в текстах, известна отдельным говорящим в разной мере - в соответствии с их возрастом, образованием, социальным положением, профессией.
В отличие от интенсивно меняющейся информации текстов, информация, сконцентрированная в языковой семантике, характеризуется исключительной стабильностью. Ср. эволюцию представлений о теплоте в истории естествознания и почти неизменность семантики словатепло в истории языка. Физикам легко договориться и принять очередную концепцию теплоты, а обиходное сознание меняется медленно, его устраивают те нестрогие, бытовые представления, которые люди связывают со словом тепло. Стабильность информации, заключенной в языке, связана с ее внутренним, опорным характером по отношению к знанию, содержащемуся в текстах.
- Общение людей и общение животных: основные различия
- Аспекты коммуникативной функции: адресаты сообщений, типы информации
- Познавательная функция: язык как орган мышления и как библиотека значений
- Регулятивная функция языка и теория речевых актов
- Языковые средства эмоционально-экспрессивной функции речи
- Праздничная разновидность языковой способности человека: эстетическая функция речи
- Этническая функция: язык как фактор объединения и единства народа
- Магическая, заклинательная функция речи
- Своеобразие языка как общественного явления
- Природа языковых норм
- Литературный язык как высшая форма существования языка
- Типологические различия литературных языков
- Факторы национально-исторического своеобразия литературных языков
- Общечеловеческий культурный компонент в языковой семантике
- Безэквивалентная лексика и лакуны
- Денотативные различия лексических соответствий
- Коннотативное своеобразие переводных эквивалентов
- Национально-культурные особенности внутренней формы слова
- Своеобразие нормативно-стилистического уклада разных языков
- Национально-культурная специфика речевого поведения
- Воздействует ли язык на культуру? Идеи в. Гумбольдта и а. А. Потебни
- Историко-биографический экскурс. Вильгельм фон Гумбольдт (1767-1835): философия языка и культура
- Историко-биографический экскурс. Александр Афанасьевич Потебня (1835-1891): о нравственной болезни денационализации
- Гипотеза лингвистической относительности э. Сепира и б. Уорфа
- В поисках лингвокультурных соответствий
- Надэтнический характер религиозного сознания
- Язык, религия и народный менталитет
- Неконвенциональная трактовка знака в религиях Писания
- Функциональное двуязычие культового и народного языков
- Конфессиональные факторы в социальной истории языков
- Конфессиональные потребности как первоисточник филологии
- Историке-биографический экскурс: Эразм Роттердамский (1469-1536) как филолог
- Религиозные истоки первых концепций языка
- Коллизии исторического бытования сакральных текстов
- Исправление книжное в истории православия
- Народные языки в библейских переводах и литургии
- Народы мира и языки
- Является ли язык обязательным признаком этноса?
- Определяющий признак этноса - этническое самосознание
- Как отличить язык от диалекта?
- Надэтнические многоязычные общности: консолидация и добрососедство или мины замедленного действия?
- Право на различие: этноязыковая самобытность против стандартизации и глобализма
- Примечания
- Литература