Этническая функция: язык как фактор объединения и единства народа
Рассмотренные выше языковые и речевые функции являются универсальными, т. е. их проявления наблюдаются во всех языках мира. По-другому обстоит дело с этнической функцией языка: это феномен заметный, но не обязательный. Этноконсолидирующая функция является во многом символической, она создается не употреблением языка, а отношением людей к языку, национально-культурной идеологией. В реальности процессы формирования этносов могут не совпадать с процессами дифференциации и интеграции языков [16]. Этническая и языковая карты мира также далеко не совпадают (см. с. 89-94, 101-103, 117-120), поэтому симметрия "один народ - один свой и отдельный язык" не является правилом или самым частым случаем. Во множестве ситуаций народ говорит на двух или нескольких языках, причем некоторые из языков используются и другими народами; во многих других случаях народ говорит на том же языке, на котором говорят другие соседние и/или несоседние народы.
Исследователь языков американских индейцев Делл Хаймс в этой связи писал: "Вероятно, наше мышление чересчур окрашено европейским языковым национализмом XIX в., чтобы мы могли заметить, что далеко не все языки имеют статус символа, необходимого для единства группы. Племя фульнио в Бразилии в течение трех столетий поддерживало свое единство, потеряв свои земли, но сохранив свой язык и главные обычаи, а гуайкери в Венесуэле достигли того же самого сохранением своей системы отношений собственности. На протяжении нескольких поколений у них не было и следа особого языка и религии" (Новое в лингвистике. Вып. 7. Социолингвистика 1975, 65).
Африканисты, изучая регионы, в которых языков меньше, чем этносов, т. е. ситуации, в которых имеет место ассимиляция по языку, указывают, что это "совсем не всегда тождественно этнической ассимиляции" (Виноградов, Коваль, Порхомовский 1984, 47).
Вместе с тем в современном мире, особенно в постиндустриальных обществах, ширится стремление народов сохранить, иногда возродить свой язык - как живое свидетельство и естественную почву культурно-духовной самобытности (см. с. 98-100; см. также статью Г. В. Степанова "Национальный язык" в ЛЭС 1990).
- Общение людей и общение животных: основные различия
- Аспекты коммуникативной функции: адресаты сообщений, типы информации
- Познавательная функция: язык как орган мышления и как библиотека значений
- Регулятивная функция языка и теория речевых актов
- Языковые средства эмоционально-экспрессивной функции речи
- Праздничная разновидность языковой способности человека: эстетическая функция речи
- Этническая функция: язык как фактор объединения и единства народа
- Магическая, заклинательная функция речи
- Своеобразие языка как общественного явления
- Природа языковых норм
- Литературный язык как высшая форма существования языка
- Типологические различия литературных языков
- Факторы национально-исторического своеобразия литературных языков
- Общечеловеческий культурный компонент в языковой семантике
- Безэквивалентная лексика и лакуны
- Денотативные различия лексических соответствий
- Коннотативное своеобразие переводных эквивалентов
- Национально-культурные особенности внутренней формы слова
- Своеобразие нормативно-стилистического уклада разных языков
- Национально-культурная специфика речевого поведения
- Воздействует ли язык на культуру? Идеи в. Гумбольдта и а. А. Потебни
- Историко-биографический экскурс. Вильгельм фон Гумбольдт (1767-1835): философия языка и культура
- Историко-биографический экскурс. Александр Афанасьевич Потебня (1835-1891): о нравственной болезни денационализации
- Гипотеза лингвистической относительности э. Сепира и б. Уорфа
- В поисках лингвокультурных соответствий
- Надэтнический характер религиозного сознания
- Язык, религия и народный менталитет
- Неконвенциональная трактовка знака в религиях Писания
- Функциональное двуязычие культового и народного языков
- Конфессиональные факторы в социальной истории языков
- Конфессиональные потребности как первоисточник филологии
- Историке-биографический экскурс: Эразм Роттердамский (1469-1536) как филолог
- Религиозные истоки первых концепций языка
- Коллизии исторического бытования сакральных текстов
- Исправление книжное в истории православия
- Народные языки в библейских переводах и литургии
- Народы мира и языки
- Является ли язык обязательным признаком этноса?
- Определяющий признак этноса - этническое самосознание
- Как отличить язык от диалекта?
- Надэтнические многоязычные общности: консолидация и добрососедство или мины замедленного действия?
- Право на различие: этноязыковая самобытность против стандартизации и глобализма
- Примечания
- Литература