2.1.4 Формальная организация русскоязычных рэп-текстов
Анализируемые русскоязычные рэп-тексты являются довольно объемными. Самый маленький текст состоит из тридцати строк, а самый большой – из восьмидесяти, включая все куплеты и повторяющиеся припевы. По своей структуре рэп-тексты в целом схожи со структурой авторской песни: они состоят из нескольких куплетов и повторяющихся припевов. Однако некоторые песни не содержат припевов. В среднем припев включает от двух до восьми строк, а куплет – от десяти до тридцати строк.
Важным структурообразующим признаком рэп-текста является ритм. В русскоязычных текстах ритм создается за счет техники речитатива. Вопреки существующему мнению о том, что рэп-тексты состоят из нерифмованных бессмысленных фраз, которые скрепляются только ритмом, отметим наличие в анализируемом материале большого количества рифмованных текстов. Анализируемые в данном исследовании рэп-тексты практически всегда строятся на смежной рифме (аа бб):
Так много грусти в моих словах
Так много мыслей в разноцветных снах.
Я преклоняюсь небесный спаситель
Спасибо, спасибо, мой ангел-хранитель.
Однако следует отметить, что практически в каждом тексте присутствуют нарушения смежной рифмы. Мы обнаружили, что чаще всего в середине текста могут появиться две абсолютно нерифмованные строчки или лишняя нечетная строка:
Городская тоска меня любит.
Одинокий огонек разбудит.
Что же делать когда…? Что же делать, когда…?
Что же делать, когда…? Что же делать, когда…?
Тоска зовет куда-то вдаль.
Последняя строчка является пятой нечетной строкой, которая не рифмуется с предыдущими.
Пример двух нерифмованных строк:
Созревали фрукты, росла трава.
Распускались бутоны, и шумела листва.
И только ангел мой, и только ангел мой
Меня защищал от беды и велел идти
По лестнице жизни в обитель.
Спасибо, спасибо, мой ангел-хранитель.
В данном примере отчетливо видно, что первые и последние две строчки рифмуются между собой с помощью смежной рифмы, а две строки посередине не рифмуются ни с чем.
Также были обнаружены единичные случаи появления перекрестной и кольцевой рифмы в текстах со смежной рифмой. Пример кольцевой рифмы внутри смежной:
Живая талая вода стекает с гор.
Всем наперекор.
Дождь обливает и всем напоминает:
От случая на улице зависит, что сбудется, играет внутри.
Во мне говорит зов: «Беги».
Птица высоко над домами зависает, в камне замирает.
Одинокая машина пролетела быстро мимо.
В голову ударил легкий запах бензина.
Пример перекрестной рифмы внутри смежной:
Музыка, речитатив, высокий тапок.
Игрок номер «один» в Тишёте «Double X INFO
Хип-хапа – мама, папа – Bad B. Выстрел don’t stop’а
Высокие головы под воздействием крутого рапа
Правила игры изобретают, как Майк Тайсон.
Победи только ты number one – это твой шанс.
Быстро не жуй не глотай если черство
Мастерство не пропить, Bad.B – это вкусно.
В вышеприведенных примерах представлены появления смежной и перекрестной рифмы, а затем возобновление смежной рифмы.
Подводя итог о частоте появления того или иного типа рифмы, необходимо отметить, что авторы рэп-текстов отдают предпочтение смежной рифме, т. к. ее простота позволяет рифмовать строчки друг за другом. Несмотря на то, что кольцевая и перекрестная рифмы представляют некоторую трудность для рэп-исполнителей, мы обнаружили несколько случаев употребления данного типа рифмы. Более того, лишние и нерифмованные строки являются достаточно частыми в рэп-текстах.
Поэтичность рэп-текстам придают такие приемы звукописи, как аллитерация: Потом дети палили память дотла / Впитывая православие и правила доброго зла; Солнце светит, слепит глаза; Слезы – свобода от жизни… Такая сладкая соль на щеках / Я плачу от счастья…; Били жгутами дожди, Улыбками жили, Настроены на чистоту Эрмитажа, Не утони, но вдыхай глубже, Мы пересечемся в этих сюжетах.
И ассонанс: Здесь мало машин, лишь серые спины / Между кустов шиповника и старой рябины / В тумане спальных районов стрелки застыли в обед / Начиная отсчет потерянных лет.
Для русскоязычных рэп-текстов характерно частое употребление следующих групп лексики:
1) высокая лексика
И рисовал картины, любовью наполняя,
Я писал о том, что видел, истины не зная;
Битва. Единый бог, кому молитвы посылаем,
Он против, но мы верим,
И всё же зная, что наша ярость
Должна быть свята –
Священный гнев блестит в мече каждого солдата.
Первые жертвы были с летящей огненной стрелы,
Пожирающие волны расплавленной смолы
Звали смерть, клинок был обнажён
И следующим ударом кто-то храбрый был сражен.
2) сниженная, грубая лексика
Но куда бы, ни упал мой взгляд, чья, то голова или чей-то зад;
Куда, куда, урод, ты пошёл?
Хватай быстрей сумки, и бежим на перрон.
Чей-то стон раздался сзади меня.
Бабка упала – подвернулась нога.
3) сленговая лексика
Кстати, нет базара, если я не прав;
Вокзал. Как много людей:
Потенциальных алкашей, спекулянтов и бомжей.
4) устаревшая лексика
Сколько воинов я возьму с собой
Чтоб разбить их отряд.
5) современная лексика техногенной цивилизации
Через вспышки фотокамер, насквозь протыкая суть
Закрыв лицо руками, продолжают путь;
В холодном и мокром подвале,
где те, в чьих руках я, меня потеряли
Тысячи тонн живой биомассы
спрятали тела в бетонные каркасы.
В качестве лексической особенности русскоязычных рэп-текстов следует отметить равноправное использование разных слоев лексики, таких как высокая лексика – сниженная лексика, современная лексика техногенной цивилизации – устаревшая лексика. Смешение разных слоев лексики придает рэп-текстам изысканность и уникальность.
В качестве синтаксических особенностей можно выделить следующее.
Во-первых, использование большого количества простых, коротких предложений, что позволяет сделать текст более ритмичным:
Две руки за головой. Человеческий род смеется над собой.
В небе сероводород. YO. Не прикалывай судьбу.
Забудь тьму. Полуденная растрата счастья – это табу.
Все мы в Касте. Всплески суеты. Переливаются света в цветы.
Ритмичность рэп-текстам придает также такой стилистический прием, как единоначатие (анафора):
Мы не хотим проблем, мы не хотим стрельбы,
Мы не хотим умереть из-за непрожитой мечты.
Мы твердо верим, мы уверены, в какую сторону идем…
Созданию особого ритма помогает и использование назывных предложений: Задний ход. Внимание; Тропики. Жара. Дикие леса.
С другой стороны, рэп-текст часто состоит из сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, осложненных причастными и деепричастными оборотами, что позволяет создать эффект «потока сознания»:
Отрывки из жизни заполняют мои мозги
Я разрываю память на мелкие куски
То чем я жил и то куда смотрел,
Затоптали толпы безликих серых тел
Где-то выше радуги в вечерних облаках
Исчезает свет тот, что держу в руках (ага)
Приобретая силы, он стал опасным
Всё освещал он белым, лишь только мне красным…
Данный эффект достигается также за счет использования рядов однородных членов предложения, в особенности за счет ассоциативного нанизывания существительных Кто скажет, что за номер этого полёта, тишина, шум воды, кафель, трубы и рвота.
Следующими типами предложений, характерных для рэп-текстов, являются восклицательные и вопросительные предложения:
Послушай! /…/ Мама убегаем! Ведь ты плохой друг! /…/ Ведь этот мир не твой вовсе!!!;
Пусть будет фейерверк. Да будет фейерверк!
Зачем в скорую? Какой это город?
Нередко встречаются целые диалоги, строящиеся из вопросительных и восклицательных предложений, что, с одной стороны, сближает рэп-текст с устной разговорной речью, с другой стороны, делает его похожим на спектакль:
– Оно холодное?
– Да!
– Ну так давайте сюда! У меня идёт пена изо рта!
– Вам открыть?
– Ну конечно!!!
– Здоров!
– Здоров!
– Куда?
– Туда!
– Зачем?
– Затем! Пойдем со мной!
– Пойдем!
– Давай курнем!
– А есть?!
– Да есть!
Яркой отличительной чертой русскоязычных рэп-текстов является использование большого количества иностранных слов, с сохранением их звучания, но присвоением им грамматических форм русского языка. При письменной фиксации рэп-текстов такие слова записываются латиницей:
Я вышел из дома – питерского home’а… /…/
Голос freeстайла. (Baby. Freeстайла.)
Русскоязычные рэп-тексты предельно образны, метафоричны, что достигается за счет олицетворений, образных сравнений, метафорических и метонимических переносов: время капало, капало, ай да, уйдем от людей, расправив крыль; белых бессонных ночей магия, я тонул в глазах твоих; ватные ноги; сын нуждался в тепле твоих холодных рук; горькие звуки гитары; потом дети палили память дотла.
С прозаическим художественным текстом рэп-тексты сближает используемая в них прямая речь:
И там пела птица, он чуть не продал душу:
«Давай останемся здесь, будем мечтать, и слушать».
Один промолчал, другой читал его мысли:
«Давай останемся, брат, если есть смысл».
Размышляя о сходстве рэп-текста с прозаическим текстом, представляется возможным рассмотреть вопрос о функционально-смысловых типах речи в рэп-текстах. Принято выделять четыре основных функционально-смысловых типа речи – четыре способа изложения содержания в тексте. Функционально-смысловые типы речи определяются характером содержательной информации: фактологическая, концептуальная, методическая, эстетическая, инструктивная информация. Таким образом, традиционно выделяются четыре типа речи: описание – перечисление признаков, свойств предмета, явления; повествование – рассказ о событиях во временной последовательности; рассуждение – раскрытие внутренних признаков предмета или явления, доказательство определенных положений; инструктирование – рекомендации к действию (см.: [6. С. 75–96]). В анализируемых русскоязычных рэп-текстах так или иначе используются все функционально-смысловые типы речи. Один текст может включать разные типы речи, например, припев может относиться к рассуждению, инструктированию или описанию, при этом куплеты чаще всего повествовательные, т. е. для автора русскоязычного рэп-текста важнее рассказывать о событиях, раскрывая динамику мира, нежели инструктировать, описывать или рассуждать.
- 1.1 Понятие культуры и субкультуры
- 1.3 Особенности рэп-текста как элемента хип-хоп культуры
- 1.4 Жанровый анализ рэп-текстов
- 2.1 Русскоязычные рэп-тексты
- 2.1.1 Коммуникативная цель русскоязычных рэп-текстов
- 2.1.2 Образ автора и адресата в русскоязычных рэп-текстах
- 2.1.3 Диктумное содержание русскоязычных рэп-текстов
- 2.1.4 Формальная организация русскоязычных рэп-текстов
- 2.2 Англоязычные рэп-тексты
- 2.2.1 Коммуникативная цель англоязычных рэп-текстов
- 2.2.2 Образ автора и адресата в англоязычных рэп-текстах
- 2.2.3 Диктумное содержание англоязычных рэп-текстов
- 2.2.4 Формальная организация англоязычных рэп-текстов
- Приложение а Особенности формальной оргинизации рэп-текстов